montrealex (montrealex) wrote,
montrealex
montrealex

В ПОИСКАХ КОЭНА. ЧАСТЬ 6

Оригинал взят у sashizo в В ПОИСКАХ КОЭНА. ЧАСТЬ 6
Памяти Леонарда Коэна



        Путь Коэна (2): Молодость и зрелость

В 1951 году Коэн был зачислен в университет Макгилла, находящийся неподалеку от района, где он провел детство и юность. В университете он изучал литературу, и среди писателей, оказавших на него наиболее сильное влияние называют Йетйса, Уитмена и Генри Миллера.

Не все поклонники Коэна-певца знают о том, что он писатель-романист. Мне точно известно, что я узнал об этом на несколько лет раньше, чем, например, другой его фан - Андрей Макаревич (сужу по одному из его интервью). Так вот свой первый роман Леонард Коэн опубликовал в 1963 году. Стихи он начал публиковать раньше - с 1956 года. Именно тогда в Монреале вышла его первая книга стихов.

Первый альбом, ознаменовавший начало его музыкальной карьеры, вышел в 1967 г. С самого начала, его пение в сопровождении акустической гитары вполне вписывалось в жанр фолк-традиции. Лирика же была вполне достойна человека, называвшего себя поэтом. Коэн известен своим пристрастием к отшельническому образу жизни - в молодости много времени провел на греческом острове Гидра (Hydra), в последние годы - в буддийском монастыре. Правда, был в его биографии период, который затворническим никак не назовешь. Речь идет о второй половине 1960-х годов, когда Коэн оказался в самом центре богемно-тусовочной жизни Нью-Йорка. Туда он переехал в 1967 году, чтобы начать профессиональную карьеру фолк-сингера и автора песен. Он входит в круг поп-арт художника Энди Уорхола и его знаменитой Фабрики. Он проживал в знаменитом богемном отеле Челси, который сегодня, как я убедился побывав там в 2012 году, превратился в коллективный музей влиятельнейших людей культуры 20 века.





        Путь Коэна (3): Мой Коэн

После представления песен на нескольких фолк-фестивалях на него обратил внимание представитель Каламбия Рекодрс, в результате было выпущено несколько альбомов. Творчество Коэна было слишком сложным текстуально и невеселым музыкально, чтобы иметь массовый успех в Штатах. Там на него обратила внимание лишь фолк-тусовка. Зато в Великобритании он стал культовой фигурой. Дела с популрностью в Америке стали поправляться с 1980-х годов. Уже альбом Various Positions (1984), в котором были такие песни как "Dance Me to The End Of Love" и "Hallelujah" (о ней будет разговор особый), значительно облегчили восприятие творчества Коэна для тех слушателей, кто, может быть не все понимая в текстах, хотел более приятных и внятных мелодий. И у певца они появились. Альбом "I'm YourMan" (1988) окончательно убедил меня в том, что начался новый этап в карьере поэта-песенника. Доверительный глубокий мужской бас в эпоху засилия теноров, аранжировки в духе кабаре и женские подпевки при сохранении глубоких текстов позволили мне определить его новый жанр как "шансон". Только затасканный и неверно понятый в России этот термин заставляет быть осторожным при его озвучивании. Но ведь на самом деле, Коэн, хоть и выросший в англоязычном анклаве Монреаля, все же был окружен франкоязычной атмосферой Квебека. И критики с самого начала выводят песенный репертуар Коэна из европейской фолк-музыки.    

Итак, как и для многих других, для меня "мой Коэн" по настоящему начинается именно не с "Коэна-барда" 1960-70-х гг., а с "Коэна-шансонье" 1980-х. Подобно какому-нибудь Стасу Михайлову, да простится мне это сравнение, он пел гимны женщинам на всех этапах творчества. Но если мелодика и тексты любимца российских женщин Михайлова так и не вышли из "дворовых песен под гитару", то за шансоном Коэна стоят и Йейтс с Уитменом, и академическая культура университета Макгилла.



Этот "вверхтормашками" уже сам поет и неплохо. С удовольствием послушал его последний альбом. Как и у Боба, гений на дитях не отдыхает

        Про Коэна (4): Религия, депрессия и милитаризм

Отношения с религией у Коэна сложнее, чем у многих других художников с еврейскими корнями и воспитанием. С одной стороны, его музыка и тексты часто отсылают нас к этой многовековой традиции. С другой стороны, начиная по крайней мере с 1970-х годов, он увлечен дзен-буддистом, а в 1996 году был посвящен в буддийские монахи, и провел 5 лет в монастыре близ Лос-Анжелеса (Mt. Baldy Zen Center). При этом он не видит теологического противоречия между иудаизмом и той формой дзен-буддизма. которую он практикует и считает себя евреем. А если вновь вспомнить роман "Блистательные неудачники", то там он вообще беренся за тему мистицизма, разрабатывая характер ирокезской католички Катерины Текаквиты / Catherine Tekakwitha (AI: see Wikipedia).

Как и Боб Дилан, он не мог не проявить свои взгляды и симпатии в вопросе арабо-израильского конфликта. Но если его друг и коллега Дилан иногда высказывал про-арабские идеи, то Коэн всегда был твердым сторонником Израиля в этом вопросе. Во время конфликта 1973 года, он выступал перед израильскими войсками, укрепляя их воинский дух. В одном из последующих интервью, однако, он разделяет свой личный (личностный) милитаризм и себя как писателя. В последнем качестве он не стоит ни на чьей стороне, а как милитарист он следует своей крови и унаследованной культуре.

В молодости он часто провозглашал себя солдатом. Еще до начала конфликта на Ближнем Востоке, он уже проявлял эти свои замашки на Кубе. Мне кажется эта романтика революции, в сочетании с романтикой войны, привлекала его как начинающего писателя и как выходца из благополучной среды среднего класса, всегда и особенно в 1960-е годы склонной к левацким идеям. Он появился на Кубе в разгар напряженности кубино-американских отношений в 1961 году. При этом отпустил бородку в стиле Че Гевары и носил военную униформу в его же стиле.

В молодые годы Коэн был склонен к частым стрессам, и темы депрессии и самоубийсива появляются часто как в его прозе ("Блистательные неудачники"), так и лирике песен. Пессимизм, вызванный межличностными и внутренними противоречиями в раннем творчестве, в последних альбомах все больше адресуется общественной и политической жизни. При этом он не был бы Коэном, если бы не сочетал левые политические взгляды, такие как отказ Америке в демократии, с высказыванием идей, которые в современной северо-америкпнской либерально настроенной интеллигенции считаются более чем консервативными. Так, отдавший в молодые годы дань гедонизму 1960-х, Коэн в зрелые годы в своей лирике недвусмысленно высказывается против абортов.

Но конечно же, мало кого интересовали бы все эти его противоречивые взгляды на жизнь и общество или то, например, что он изобрел коктейль "Red Needle", если бы не его творчество, и, прежде всего песни. Когда-то он сказал, что сочиняет песни так как за них платят, а за романы и поэзию - нет. Но в глубине души каждый его поклонник понимает, что Коэн - это прежде всего исполнитель собственных песен, при чем имеющий статус представителя "высшего и наиболее влиятельного эшелона авторов песен". Это сказал его друг Лу Рид. И он несомненно прав, ведь подсчитано, что в музыкальном мире имеется 2000 трактовок его песен.




          В университете Макгилла

Хоть я и не нашел бывшего дома Коэна, все же я был доволен тем, что побывал в двух шагах от него и в районе, где прошло не совсем босоногое детство певца. Теперь я направлялся у университету, где он учился в начале 1950-х годов.

Но для начала нужно было выпить кофе. Двинув по улице Шербрук в нужном (восточном) направлении, я вскоре обнаружил подходящее заведение- "Restaurant Cafe Remel" (Adress: 575 Boulevard de Maisonneuve Quest / де Мезоннев) с вывеской "Cousine Labanaise and Vegetarienne". Я выпил кофе и пошел дальше. Монреаль можно назвать городом студентов - здесь 12 колледжей и 6 университетов.





Основанный в 1821 году во времена британской колониальной эры, университет носит имя Макгилла, выдающегося монреальского негоцианта из выходца из Глазго. Среди выпускников - 9 лауреатов Нобелевской премии (см. Википедию на русском), среди них - Эрнест Резерфорд, один из отцов атомной бомбы. Учился здесь Иммануил Валлерстайн, американский социолог и геополитик, с которым я встречался на семинаре в Европейском унивеситете Санкт-Петербурга, думаю это было весной 2006 года, но он там бывал и после этого, если верить русской Википедии (см. Википедию на русском), в частности, в 2008 г. Протирал штаны скамьями сего заслуженного учреждения актер Уильм Шатнер, и политичекие деятель, "большой друг советского народа" Збигнев Бжезинский. Перечисляя всех можно утомиться, но одного выпускника я не могу не упомянуть. Это Джеймс Нейсмит. Кто такой? Я сам только что узнал все из той же Википедии. Это изобретатель моей любимой спортивной игры - баскетбола! Он составил 13 правил этой игры. Кстати, там учился и составитель правил современнорго хоккея. Боже мой, что было бы с 20-м веком, если бы не Макгилл!?

Некоторое время заняли видео-съемки возле самого старого из сохранившихся зданий - Здания Искусств / The Arts Building (видео...4236 и др.). В настоящее время в университете учится 30 тысяч студентов. Университет Макгилла оказал влияние и на развитие университетов Канады, вчастности при его участии появились университеты Ванкувера и Виктории (в последнем мне приходилось бывать в 2008 г.).




Далее я продолжил свой путь по бульвару де Мезоннёв / Boulevard de Maisonneuve.

Справка: Поль Шомеди де Мезоннёв (фр. Paul Chomeday, sieur de Maisonneuve (17 век), французский офицер, основатель Монреаля. Прославился войной с индейцами. Родился и умер во Франции.




... и далее по центральному району Монреаля. На улице Св. Катерины - филиал  всемирно известного американского магазина одежды "Banana Republic" (rue Sainte-Catherine) недалеко от ресторана и универмага Place Montreal Trust.


Продолжая свой путь по улице Катерины (Rue Sainte-Catherine), я вышел на монументально-помпезную площадь Филлипа (Square Phillips). Тут установлен памятник Королю Эдуарду VII. А этому самому Томасу Филлипсу (это местный коммерсант, который, будучи членом городского совета, в первой половине 19 века приобрел этот кусок монреальской земли) досталось лишь название площади. Опечаленная его смертью в 1842 году вдова приняла решение создать на этом месте публичное пространство в память о безвременно усопшем негоцианте. Однако в начале следующего 20 в. памятник был сооружен не ему, а королю Эдуарду VII, чей профиль, отчеканенный на монетах я помню с детства.
 
После этого я спустился в метро. И направился к месту проведения конференции.

Вот, кстати, полная версия первой части моего видео



Продолжение следовает

Tags: Коэн
Subscribe

Posts from This Journal “Коэн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments