montrealex (montrealex) wrote,
montrealex
montrealex

Categories:

В ПОИСКАХ КОЭНА. ЧАСТЬ 6

Оригинал взят у sashizo в В ПОИСКАХ КОЭНА. ЧАСТЬ 6
Памяти Леонарда Коэна



        Путь Коэна (2): Молодость и зрелость

В 1951 году Коэн был зачислен в университет Макгилла, находящийся неподалеку от района, где он провел детство и юность. В университете он изучал литературу, и среди писателей, оказавших на него наиболее сильное влияние называют Йетйса, Уитмена и Генри Миллера.

Не все поклонники Коэна-певца знают о том, что он писатель-романист. Мне точно известно, что я узнал об этом на несколько лет раньше, чем, например, другой его фан - Андрей Макаревич (сужу по одному из его интервью). Так вот свой первый роман Леонард Коэн опубликовал в 1963 году. Стихи он начал публиковать раньше - с 1956 года. Именно тогда в Монреале вышла его первая книга стихов.

Первый альбом, ознаменовавший начало его музыкальной карьеры, вышел в 1967 г. С самого начала, его пение в сопровождении акустической гитары вполне вписывалось в жанр фолк-традиции. Лирика же была вполне достойна человека, называвшего себя поэтом. Коэн известен своим пристрастием к отшельническому образу жизни - в молодости много времени провел на греческом острове Гидра (Hydra), в последние годы - в буддийском монастыре. Правда, был в его биографии период, который затворническим никак не назовешь. Речь идет о второй половине 1960-х годов, когда Коэн оказался в самом центре богемно-тусовочной жизни Нью-Йорка. Туда он переехал в 1967 году, чтобы начать профессиональную карьеру фолк-сингера и автора песен. Он входит в круг поп-арт художника Энди Уорхола и его знаменитой Фабрики. Он проживал в знаменитом богемном отеле Челси, который сегодня, как я убедился побывав там в 2012 году, превратился в коллективный музей влиятельнейших людей культуры 20 века.





        Путь Коэна (3): Мой Коэн

После представления песен на нескольких фолк-фестивалях на него обратил внимание представитель Каламбия Рекодрс, в результате было выпущено несколько альбомов. Творчество Коэна было слишком сложным текстуально и невеселым музыкально, чтобы иметь массовый успех в Штатах. Там на него обратила внимание лишь фолк-тусовка. Зато в Великобритании он стал культовой фигурой. Дела с популрностью в Америке стали поправляться с 1980-х годов. Уже альбом Various Positions (1984), в котором были такие песни как "Dance Me to The End Of Love" и "Hallelujah" (о ней будет разговор особый), значительно облегчили восприятие творчества Коэна для тех слушателей, кто, может быть не все понимая в текстах, хотел более приятных и внятных мелодий. И у певца они появились. Альбом "I'm YourMan" (1988) окончательно убедил меня в том, что начался новый этап в карьере поэта-песенника. Доверительный глубокий мужской бас в эпоху засилия теноров, аранжировки в духе кабаре и женские подпевки при сохранении глубоких текстов позволили мне определить его новый жанр как "шансон". Только затасканный и неверно понятый в России этот термин заставляет быть осторожным при его озвучивании. Но ведь на самом деле, Коэн, хоть и выросший в англоязычном анклаве Монреаля, все же был окружен франкоязычной атмосферой Квебека. И критики с самого начала выводят песенный репертуар Коэна из европейской фолк-музыки.    

Итак, как и для многих других, для меня "мой Коэн" по настоящему начинается именно не с "Коэна-барда" 1960-70-х гг., а с "Коэна-шансонье" 1980-х. Подобно какому-нибудь Стасу Михайлову, да простится мне это сравнение, он пел гимны женщинам на всех этапах творчества. Но если мелодика и тексты любимца российских женщин Михайлова так и не вышли из "дворовых песен под гитару", то за шансоном Коэна стоят и Йейтс с Уитменом, и академическая культура университета Макгилла.



Этот "вверхтормашками" уже сам поет и неплохо. С удовольствием послушал его последний альбом. Как и у Боба, гений на дитях не отдыхает

        Про Коэна (4): Религия, депрессия и милитаризм

Отношения с религией у Коэна сложнее, чем у многих других художников с еврейскими корнями и воспитанием. С одной стороны, его музыка и тексты часто отсылают нас к этой многовековой традиции. С другой стороны, начиная по крайней мере с 1970-х годов, он увлечен дзен-буддистом, а в 1996 году был посвящен в буддийские монахи, и провел 5 лет в монастыре близ Лос-Анжелеса (Mt. Baldy Zen Center). При этом он не видит теологического противоречия между иудаизмом и той формой дзен-буддизма. которую он практикует и считает себя евреем. А если вновь вспомнить роман "Блистательные неудачники", то там он вообще беренся за тему мистицизма, разрабатывая характер ирокезской католички Катерины Текаквиты / Catherine Tekakwitha (AI: see Wikipedia).

Как и Боб Дилан, он не мог не проявить свои взгляды и симпатии в вопросе арабо-израильского конфликта. Но если его друг и коллега Дилан иногда высказывал про-арабские идеи, то Коэн всегда был твердым сторонником Израиля в этом вопросе. Во время конфликта 1973 года, он выступал перед израильскими войсками, укрепляя их воинский дух. В одном из последующих интервью, однако, он разделяет свой личный (личностный) милитаризм и себя как писателя. В последнем качестве он не стоит ни на чьей стороне, а как милитарист он следует своей крови и унаследованной культуре.

В молодости он часто провозглашал себя солдатом. Еще до начала конфликта на Ближнем Востоке, он уже проявлял эти свои замашки на Кубе. Мне кажется эта романтика революции, в сочетании с романтикой войны, привлекала его как начинающего писателя и как выходца из благополучной среды среднего класса, всегда и особенно в 1960-е годы склонной к левацким идеям. Он появился на Кубе в разгар напряженности кубино-американских отношений в 1961 году. При этом отпустил бородку в стиле Че Гевары и носил военную униформу в его же стиле.

В молодые годы Коэн был склонен к частым стрессам, и темы депрессии и самоубийсива появляются часто как в его прозе ("Блистательные неудачники"), так и лирике песен. Пессимизм, вызванный межличностными и внутренними противоречиями в раннем творчестве, в последних альбомах все больше адресуется общественной и политической жизни. При этом он не был бы Коэном, если бы не сочетал левые политические взгляды, такие как отказ Америке в демократии, с высказыванием идей, которые в современной северо-америкпнской либерально настроенной интеллигенции считаются более чем консервативными. Так, отдавший в молодые годы дань гедонизму 1960-х, Коэн в зрелые годы в своей лирике недвусмысленно высказывается против абортов.

Но конечно же, мало кого интересовали бы все эти его противоречивые взгляды на жизнь и общество или то, например, что он изобрел коктейль "Red Needle", если бы не его творчество, и, прежде всего песни. Когда-то он сказал, что сочиняет песни так как за них платят, а за романы и поэзию - нет. Но в глубине души каждый его поклонник понимает, что Коэн - это прежде всего исполнитель собственных песен, при чем имеющий статус представителя "высшего и наиболее влиятельного эшелона авторов песен". Это сказал его друг Лу Рид. И он несомненно прав, ведь подсчитано, что в музыкальном мире имеется 2000 трактовок его песен.




          В университете Макгилла

Хоть я и не нашел бывшего дома Коэна, все же я был доволен тем, что побывал в двух шагах от него и в районе, где прошло не совсем босоногое детство певца. Теперь я направлялся у университету, где он учился в начале 1950-х годов.

Но для начала нужно было выпить кофе. Двинув по улице Шербрук в нужном (восточном) направлении, я вскоре обнаружил подходящее заведение- "Restaurant Cafe Remel" (Adress: 575 Boulevard de Maisonneuve Quest / де Мезоннев) с вывеской "Cousine Labanaise and Vegetarienne". Я выпил кофе и пошел дальше. Монреаль можно назвать городом студентов - здесь 12 колледжей и 6 университетов.





Основанный в 1821 году во времена британской колониальной эры, университет носит имя Макгилла, выдающегося монреальского негоцианта из выходца из Глазго. Среди выпускников - 9 лауреатов Нобелевской премии (см. Википедию на русском), среди них - Эрнест Резерфорд, один из отцов атомной бомбы. Учился здесь Иммануил Валлерстайн, американский социолог и геополитик, с которым я встречался на семинаре в Европейском унивеситете Санкт-Петербурга, думаю это было весной 2006 года, но он там бывал и после этого, если верить русской Википедии (см. Википедию на русском), в частности, в 2008 г. Протирал штаны скамьями сего заслуженного учреждения актер Уильм Шатнер, и политичекие деятель, "большой друг советского народа" Збигнев Бжезинский. Перечисляя всех можно утомиться, но одного выпускника я не могу не упомянуть. Это Джеймс Нейсмит. Кто такой? Я сам только что узнал все из той же Википедии. Это изобретатель моей любимой спортивной игры - баскетбола! Он составил 13 правил этой игры. Кстати, там учился и составитель правил современнорго хоккея. Боже мой, что было бы с 20-м веком, если бы не Макгилл!?

Некоторое время заняли видео-съемки возле самого старого из сохранившихся зданий - Здания Искусств / The Arts Building (видео...4236 и др.). В настоящее время в университете учится 30 тысяч студентов. Университет Макгилла оказал влияние и на развитие университетов Канады, вчастности при его участии появились университеты Ванкувера и Виктории (в последнем мне приходилось бывать в 2008 г.).




Далее я продолжил свой путь по бульвару де Мезоннёв / Boulevard de Maisonneuve.

Справка: Поль Шомеди де Мезоннёв (фр. Paul Chomeday, sieur de Maisonneuve (17 век), французский офицер, основатель Монреаля. Прославился войной с индейцами. Родился и умер во Франции.




... и далее по центральному району Монреаля. На улице Св. Катерины - филиал  всемирно известного американского магазина одежды "Banana Republic" (rue Sainte-Catherine) недалеко от ресторана и универмага Place Montreal Trust.


Продолжая свой путь по улице Катерины (Rue Sainte-Catherine), я вышел на монументально-помпезную площадь Филлипа (Square Phillips). Тут установлен памятник Королю Эдуарду VII. А этому самому Томасу Филлипсу (это местный коммерсант, который, будучи членом городского совета, в первой половине 19 века приобрел этот кусок монреальской земли) досталось лишь название площади. Опечаленная его смертью в 1842 году вдова приняла решение создать на этом месте публичное пространство в память о безвременно усопшем негоцианте. Однако в начале следующего 20 в. памятник был сооружен не ему, а королю Эдуарду VII, чей профиль, отчеканенный на монетах я помню с детства.
 
После этого я спустился в метро. И направился к месту проведения конференции.

Вот, кстати, полная версия первой части моего видео



Продолжение следовает

Tags: Коэн
Subscribe

Posts from This Journal “Коэн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments