?

Log in

No account? Create an account

montrealex

The Best Live Journal in Montreal and Canada

Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохие вина.


Previous Entry Share Next Entry
montrealex

Зашибись колхозный трактор. В нём коробка скоростей. И другие подробности про СССР

Я люблю заниматься воспоминаниями.

Это верно, что плохие времена доставляют обильный материал для хороших воспоминаний.

Я начал их писать в Манитобе, в 1999 году. Вот с таким предисловием от Кундеры, которого я безмерно уважаю за то, что он выучил французский до такой степени, что стал на нем писать. Потому что ему не нравились переводы. Таких писателей, публикующихся на неродных для них языках во всем мире, кроме него - ещё пара тройка. Это - редкий дар. Когда-то и я мечтал им овладеть, но дар на то и дар, что его на шармачка не возьмешь. В 1984 году Милан Кундера по-французски ещё не писал, но выпустил роман, вошедший в сокровищницу мировой литературы.[Spoiler (click to open)]




Воспоминания хороши, прежде всего тем, что их пишет человек ВЫЖИВШИЙ. Переживший эти плохие времена.
Хорошие, впрочем, пережить ещё трудней, не потолстев, не обрюзгши, не потеряв тяги к выражению мыслей на бумаге или в цифре.
Чаще всего, умудрённый опытом, человек, пишущий воспоминания, сидит в довольно комфортных условиях перед компьютером, ну, раньше сидел перед пергаментом, потом перед листом бумаги с гусиным перов в руках, затем перед пишущей машинкой, иногда при этом попивает, что ему по вкусу.

Сименон, пися свои знаменитые романы про комиссара Мегрэ, выходил с пишущей машинкой на набережную со складным столиком, ставил рядом бутылку красного (минимум), и попивал её полдня.

Потом, довольный результатом, который впоследствии оценили миллионы читателей по всему миру, шёл к проституткам.

Хвалился в своих мемуарах, что у него было 5000 женщин.





Другой мой любимый французский писатель, Марсель Эме, в романе "Зелёная кобыла" (La jument verte) написал, что проститутки как бы не совсем женщины, а скорее существа потусторонние, космические, трах с ними совсем не считается изменой, потому что в реальном мире они, как бы, не существуют. Писатели такие писатели. Их намного больше, чем сортов сыра и даже вина.

Кстати, парадокс. Времена могут быть отвратительными с точки зрения историков, смотрящих на явления со стороны.

Ну, как, скажем, Кампучия. Или "Культурная революция" в Китае. Или ГУЛАГ, ясно где. Это сокращение стало международным.

А с точки зрения мемуариста такие времена - самое то. Плохое стирается. А если и настоящее не ахти, то прошлое кажется раем на земле.

Мне моё детство и отрочество таким раем никогда не казалось. Не знаю, может я - исключение какое, но я очень рано понял про союз нерушимый, который развалился не пикнув и всю прочую херню.

Помогли люди понять. Взрослые в первую очередь, слушавшие "голоса", которые у нас, в пограничном с Финляндией городе в 20 000 жителей, никогда не глушили .
Отпрыски этих взрослых во вторуюочередь.
Уникальные обстоятельства западного города, в котором я рос - в  третью. И многое другое.


Неотъемлемой частью моих воспоминаний является фольклор детства, отрочества и юности.

Это уникальное советское явление, хотя и не оказало на моё мировоззрение почти никакого влияния, всё же было забавным, любопытным и интересным.

Я уже писал про «караван "Хапер али", про то, как «в один английский порт ворвался словно черт, французский океанский теплоход, про «гоп со смыком» и про многое другое.

Искаженное When the Saints Go Marching In, звучавшее в те наши времена как " О вендусей, гомачжури" - отдельная глава в моём сентиментальном воспитании.

Я вспоминаю о времени, которому больше пятидесяти, самое малое сорока пяти лет.

Мемуары, само собой отрывочны, и льются потоком сознания.

Запомнить все было невозможно. Воспоминания всплывают по ассоциациям.

Недавно жена за готовкой на кухне запела про «Королеву красоты». Откуда эта песня - в упор не помню.

Вроде Муслим Магомаев пел. Зато отлично помню нашу переделку текста из детства:


Я схватил тебя за ноги
И потащил тебя в кусты
Ну не ебать же на дороге
Королеву красоты!

Кино, наряду со школой и улицей, конечно, формировало наши вкусы, ну а мы адаптировали песенки из кино.

Я уже писал про фильм по повести Беляева про Морского дьявола, он же - чувак Амфибия, он же – Ихтиандр.

Не знаю, кто сейчас помнит песню из «Неумолимых мстителей», но я напомню.

Там были такие строчки, песню пел цыган с кольцом в ухе, почему-то ему было разрешено носить в кино это кольцо.

Додумайся кто-нибудь из нас, подростков, тогда проколоть ухо и вставить в него хоть проволоку, директор школы отрвал бы вместе с мочкой:







Спрячь за высоким
Забором девочку
Выкраду вместе с забором


Мы, то есть автора я не знаю, он затерялся в числе многомиллионного детско-подросткового населения СССР, переделали на свой, естественно, матерно- неприличный лад:


Спрячь за трусами
Пизду с волосами
Выкраду вместе с трусами


Придумывали, наверное, и сами какие-то песни. Впрочем, деталей не помню, чтобы кто-то из окружавших меня вот так взял и переиначил строчки песен, и чтобы они дальше пошли гулять по всей обширной стране.

Такого не было. Но был у нас в посёлке парень старше меня года на 2 или три (в детстве это чуть ли 10 лет разницы). Звали его Женька Макаров.

Отца у него никогда не было, мама работала в туберкулезном санатории на кухне, скорее всего какой-нибудь посудомойкой. Тот санаторий, здание деревянное его досталось от финнов, как почти все дома в нашем городе и сам я вырос в таком, стоял на нашем озере Хюмпелянярви, которое, впрочем, никто так не называл, а звали все Волховским. Что было искаженным от фамилии деда Волкова, самого знаменитого браконьера тех мест.

Женька однажды съездил мне твердым кольцом спиннинга по черепу, порвав кожу на голове, отчего у меня слиплись волосы, которые потом пришлось резать. Мы кидали спиннинги, стоя в одной лодке, ловили щук.

Женька врезал мне хоккейной клюшкой по щеке, когда мы гоняли шайбу на озере Хюмпелян ярви. Щеку пришлось зашивать и я лежал в железнодорожной больнице недели две.
Всё это было не со зла. Детские шалости.

Но было и зло в его поступках. Продиктованное, как я понимаю, завистью к относительному благополучию нашей семьи.

Когда Женька после восьмого класса ушёл из школы, а я продолжал учиться в девятом, он выстрелил, купив ружьё, уже можно было, в сиденье нашей с отчимом лодки из ружья. Лодку он не прострелил и я, может, никогда бы и не узнал, что это он, если бы не нашел в лодке пыж, сделанный из учебника географии для 7 класса. Такой же учебник я видел у него дома незадолго до этого. Разорванный.

О Женьке я мог бы написать бочку арестантов, но тут тема вроде лингвистическая и фольклорная.

Так вот, Женька был страшным циником. Было в детстве такое кино, мы все сходили его посмотреть, где пели песню, пару строчек из которой я запомнил.


Хочешь я спою тебе
Слушай
Песней трону я твою
Душу

Янковский эдак душевно поёт



Кино было такое, душещипательное, песня тоже.

Как-то раз на футбольном поле перед нашим домом я стал напевать эти строчки себе под нос.

Женька немедленно подхватил:

Хочешь я насру тебе, нюхай, и смачно и громко испортил воздух.

Получилось смешно, конечно.

В принципе, конечно, этот Женька Макаров был темным парнем, едва закончившим 8 классов, и пошедшим работать на «сортстоле», сортировать доски, на Сортавальском мебельно-лыжном комбинате в городе (основной комбинат, где делали лыжи, был в Хелюля), а лингвистом был не хуже Сталина.

Ведал в языкознании толк.

Он, в частности, выдумал слово «почелкес», что, как он сам объяснил, должно означать «пошли». Повелительное наклонение множественного числа глагола «идти».

Слово не прижилось даже в нашем узком кругу, но попытка обогатить русский язык была налицо.

Женька утонул по пьяни в Ладоге году в 2003, мне написала или сказала по телефону об этом мама тогда же.

Ну да не он один уже лежит из моих ровесников и приятелей детства, одноклассников и даже однокурсниц в земле сырой…

Потом была песня «Марина», итальянская, она слушалась по радио, и у многих была на пластинках в 78 оборотов, которые ставились во время пьянок.

А пьянки устраивались тогда в наших семьях чуть ли не раз в месяц, если не чаще.

Мы переделали слова, которые нам, трезвым подросткам или даже детям, ничего не говорили, на внятные русские:


Никто не знает
Где живет Марина
Она живет в тропическом лесу
А по ночам ее ебут гориллы
Мобуту, Чомбе и Касавубу


Припев: Марина Марина Марина та та да да да да да да




Имена этих троих персонажей, по всей видимости глав каких-то африканских государств, может и людоедов, которых красноперые подкармливали, то есть, само собой они были неграми…

Кстати, под спойлером для особенно дотошных...
[Spoiler (click to open)]

Чомбе, Моиз — Википедия


В ноябре 1965 года в Конго произошёл военный переворот, к власти пришёл начальник армейского генштаба генерал Мобуту. Против Чомбе было выдвинуто обвинение в государственной измене, его сторонники, в том числе бывшие, подверглись жестоким репрессиям (Годфруа Мунонго арестован, ...

Мобуту Сесе Секо — Википедия


Конфликт ознаменовался непримиримыми противоречиями между премьер-министром Патрисом Лумумбой и президентом Жозефом Касавубу. 14 сентября того же года Мобуту, уже имевший звание полковника и назначенный премьером начальником генерального штаба, при поддержке США совершил ...

Касавубу, Жозеф — Википедия

Неопределённость продолжалась до 14 сентября, пока командующий армией Жозеф Мобуту открыто не встал на сторону Касавубу. Лумумба, образовавший параллельное правительство в Стэнливиле на севере Конго, вскоре был схвачен сепаратистскими формированиями, действовавшими в южной ...
Тут сделаю отступление и посмешу вас. Эти воспоминания я изначально набирал в октябре 2017 на айпэде, в Петрозаводске, а может и по пути в Питер в поезде "Ласточка", который идёт ровно пять часов. На этом приборе удобно, кстати, приноровившись, набирать тексты, и получается даже быстрее, чем печатать в Ворде на десктопе, как я делаю сейчас, редактируя этот текст, по той простой причине, что вылезает, иногда после двух букв, подсказка, и слово тут же вставляется целиком, не надо печатать каждую букву. Так вот, слова «негр», и, надо полагать, производных от него, в числе подсказок не было! Вот, блин, заполиткорректились!

Имена Мобуту и двух прочих были нами взяты, конечно, с радио и газет. Телевизоров в нашем детстве не было, так как не было передающей вышки, её построят позже, не увенчав острием антенны, а так и оставят с площадкой на верху. Хотя нам однажды из Москвы родственники, когда приезжали на "Запорожце", привезли в подарок телеприемник с линзой, куда была налита вода. Видно они сменили его на прибор поновее, а нам дали «боже, что негоже».



Мне было лет 10, и я тогда ещё не соображал, что можно было сделать антенну и ловить финское ТВ. Правда для этого надо было антенну изготовить побольше, чаще всего она делалась из восьми деревянных планок и шеста, маленьких изоляторов и медной проволоки в форме восьмерки.
Необходимо было ставить ее на крышу, а потом лазить крутить её для большей четкости сигнала. В финских семьях так и делали , в моей чисто скобарской (что значит «родом из или из-под Пскова) интереса к Суоми не проявляли вообще.

Потом ещё вспоминаю строчки, чтобы не уходить далеко от горилл:

Раз мы шли по Уругваю
Ночь, хоть выколи глаза
Слышны крики попугая
И гориллы голоса

Причём я точно помню, что именно «гориллы» в единственном числе, а склонение голосов было множественным. До грамматики нам было как до Китая раком, главное, чтобы была рифма.

Радио нас кормило болерами равелей и ариями жозёв из опер бизёв. Мы их переделывали на свой лад:

Тореадор пошёл посрать во двор, тореадор, тореадор…

Что было совершенно логично, потому что как у тореадора, так и у нас всех (почти у всех, все-таки некоторые счастливчики жили в финских домах с унитазами), нужники были во дворах.

Поэтому, например, переделка строчек арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» - Куда, куда вы удалились, [ весны моей златые дни ] - нам давалась легко, и мы могли спеть:

Куда, куда вы удалились?
Пошли посрать и провалились…

Имелось в виду, конечно, не проваливание, то есть исчезновение в фигуральном смысле, а в самом прямом – в дырку сортира на один, два или четыре ( для арстократов) очка.

Ещё вспоминается, что на тех же пластинках для пьянок была песня, которая я слышал как «Ашукета, ашукета, ашукета, вот а бела мия белла мня мня» или что-то в этом роде.

Песня слушалась раз сто, наверное, пластинка, даже с новомодной корундовой иглой, была запилена в корень. Конечно, я про песню забыл. Надолго. Лет на сорок или пятьдесят. Она всплыла в разговоре с коллегой на работе. Не знаю из какой моей извилины явилась она на свет. Я напел моему колумбийскому коллеге, а он тут же мне сказал, что это португальская песня Mama jo quero с припевом ah chupetta . Ну, мы ее не переделывали, так как особо популярной песня не была, да и хотя бы одного знакомого слова как в "Марине" в ней не было.






Были песни, из которых запомнились только пара строчек, типа:


Я в Рио де Жанейро
Пошёл на карнавал
Такого карнавала
Я в жизни не видал


Или неприличное, что я услышал от приятелей, живших в Тункала на 4-й Гористой улице:


Заебись колхозный трактор
В нем - коробка скоростей
Пое.емся дорогая
Для развития костей



Из приличных песен была, например переделка битловской "Money can’t buy me love”. Начиналась она так:


В Ливерпуле в старом баре
В модных пиджаках
Выступают четыре парня
С гитарами в руках


То, что не все они держали в руках гитары, по крайней мере один должен был барабанить, Питер Бест или Ричард Старки, не важно. А дальше:


В этом баре
Все их знают
Знают, как битлов
В этом баре
Все их любят
Любят как битлов

Оптимистичные песни, которые лились из радиоприёмников, тоже подвергались поруганию.





Вот эта, например, с такими словами
Едут новоселы по земле целинной,
Песня молодая далеко летит.

Припев:

Ой ты, зима морозная,
Ноченька яснозвездная!
Скоро ли я увижу
Свою любимую в степном краю?

Лихо переделывалась на:

Едут новоселы, морды невеселы
Кто-то у кого то
Спиздил чемодан…


И дальше:

Ой ты, земля навозная,
Теща туберкулезная!
Скоро ли я увижу
Свою любимую в осиновом гробу?


(тут ритм стиха малость нарушался, но никто не парился по этому поводу).

Были и просто поговорки и приговорки, часто глупые, как пробки. Мы могли сказать, совершенно не понимая смысла сказанного:

Ты меня на понял не бери, понял!

Про что-то совершенно негодное или про кого-то часто говорили что он (это) не годится «ни в пизду ни в Красную армию".

Но это когда мы уже постарше были, а совсем маленькие, если на кого-то обиделись или просто ради подразнить, кричали скороговоркой:

Любка (женское имя любое годилось -Светка, Валька, Галька) - дура, хвост надула, полетела, запердела.

Если кто-то одет был не по сезону, то его или её дразнили:


Зима-лето попугай
Наше лето не пугай!

Потом, когда я стану работать на Карельском ТВ, познакомлюсь с шофёром Жорой Хориным, который после каждого второго слова вставлял «понял», а иногда и сразу два, что, в силу усечения им этого слова, у него звучало как «пол-пол», отчего Саша Веснин его прозвал «Полпотом». Вьетнамский палач Полпот тогда был у всех на слуху, благодаря уже ТВ.

Когда были постарше, классе, может, в 8, я помню как сережка Алексеев, красивый видный парень, померший от рака легких в 2000х, а может и раньше: а его сын зарезал в банде с другими человек четырёх, и сдох от наркоты сам где-то в 2012-13 все в том же Сортавала, читал такие стишки:

В универмаге наверху
Купил доху я на меху
И с той дохой дал маху я
Дока не греет … нисколько.

Эффект обманной рифмы.

Ещё мы пели, под мелодию какой-то то популярной оперетки:

Дорогая моя бабка
Научи играть на скрипке
Дам за это тебе бабка
Кусочек жареной я рыбки


Потом была какая- то совершенно дурацкая песня, но это ближе к старшим классам, может 8 или 9-му, из которой я помню только:


Постоял немного
И часок другой
Баловался гази-
Рованной водой

Классу к девятому случился фильм «Бременские музыканты». Все песни были во мгновение ока выучены наизусть и пелись в классе на уроках и переменах.

Примерно тогда же по классу начали гулять порнографические карты. Большинство из тех, что я видел, были черно белыми, и собственно половых актов там не было. Были голые женщины. Интересно, но не больше. Но пару раз дали подержать и цветные, где был минет крупным планом. Я никак не мог поверить, что женщина может делать «такое» добровольно. Казалось противным и крайне негигиеничным, мы же исходили из повседневности нашего образа жизни, где у большинства семей и представления о собственном душе или ванной, да, собственно, и о водопроводе, и близко не было.

Тогда же я услышал и о "Битлз" и "Роллинг стоунз", а потом и о "Ти Рекс". Под очарование Марка Болана попал сразу же, в студенчестве купил диск "The Slider", и до сих пор он у меня в топе 10 всех времён и народов, хотя народов в роке собственно всего два: англичанине, (их большинство), да америкосы (жалкое меньшинство), остальные - подражатели.

Вторые бременские совершенно прошли мимо, может быть уже мы повзрослели…

А если отмотать назад, когда в возрасте лет 8-9 сидели на опушке леса перед единственным каменным домом на Совхозном шоссе, и слушали полупьяного дядю Васю Иванова - он пел под гитару

Трынди-брынди балалайка
На печи лежит хозяйка
На хозяйке - мужичок
Запускает червячок

Ещё дядя Вася, помню, пел

Сердце, тебе не хочется покоя
Сердце, как хорошо на свете жить
Сердце, как хорошо, что ты такое
Спасибо сердце, что ты умеешь
Водку пить!


Нам всем нравилось тогда. Вкусы наши ведь были развиты и отточены. Сортавальская "лига плюща", так сказать.

Такие воспоминания, как я уже говорил, приходят спонтанно, на ровном месте, часто по ассоциации, в которой и отчета себе не отдаёшь.

Я сразу же записываю их на кусочек бумажки, или диктую на айфон, иначе уйдут и не придут несколько лет. Когда их наберется на пост – вываливаю.
Как-то так…

А вы что помните из фольклора тех лет? Вопрос, конечно, к людям постарше, хлебнувших полной чашкой житуху в СССРе. Совкодрочеров, бывших в эпоху рассвета союза детьми, прошу не суетиться под клиентом.

Уголовный кодекс запрещает мне вступать с вами в половую и даже морганатическую связь.

  • 1
Я помню аналогичный фольклор, но даже не хочется писать. Всё было такого же типа переделкой официальных песен на циничный или пошлый лад. Сейчас я воспринимаю это как грязь, портящую души. Как и вы, мы повторяли эту мерзятину зачастую не понимая смысла. Конечно, можно сказать, что это было естественной реакцией на вылизанные, давным-давно лицемерные тексты официально дозволенных произведений, стихийным протестом.

грязь, портящую души.

А я считаю такой подход ханжеским. Души от фольклора не портятся. Это вообще очень сложный вопрос. Даже в одной семье, в которой часто ругались матом выросла сестра - медалистка в школе, отличница в ВУЗе, вообще никогда не ругавшаяся и правоверная коммунистка-ленинистка сначала, а потом истово верующая в древние еврейские сказки (тот же фольклор), и раздолбай мальчишка, ругавшийся грязно с 5 лет, сначала не понимая смысла, учившийся на 3 и 4, только по-английскому всегда была пятерка. Иняз с красным дипломом и мышление дисидента.
Оба выросли на славу маме.
Это я о своей семье, если что

Я росла в строгой семье... мат был под запретом. Но вот загадку загадаю. Приличную. :) Сначала как фигакнет! Фигульки, фиульки. фигульки.... и опять не фига.

Сначала как фигакнет! Фигульки, фиульки. фигульки.... и о

Интересно, что же это? Не слышал.

Re: Сначала как фигакнет! Фигульки, фиульки. фигульки....

Салют! :)

Re: Сначала как фигакнет! Фигульки, фиульки. фигульки....

Или что это: Глаза горят, хвост длинный, яички маленькие и грязненькие?

Re: Сначала как фигакнет! Фигульки, фиульки. фигульки....

Сразу сдаюсь. Змея, муравей, человек какой-нибудь по профессии?

Re: Сначала как фигакнет! Фигульки, фиульки. фигульки....

Очередь за яйцами по 80 копеек десяток (2 сорт), редко были в продаже, были по 90 копеек - 1 сорт и 1р.30к - высший сорт

Re: Сначала как фигакнет! Фигульки, фиульки. фигульки....

Очередь за яйцами по 80 копеек десяток (2 сорт), редко были в продаже, были по 90 копеек - 1 сорт и 1р.30к - высший сорт

Это - шедеврально. Но честно сказать, цены на продукты не помню совсем.

Re: Сначала как фигакнет! Фигульки, фиульки. фигульки....

Здорово. Но у нас в ходу не было этого, может потому, что телевизора не было, а в городе фейерверков не устраивали.

  • 1