montrealex (montrealex) wrote,
montrealex
montrealex

Дельная статья про эмигрантов, пишущих в русскоязычные социальные сети

Поскольку я сам с точки зрения Российской Федерации не являюсь эмигрантом, а считаюсь временно работающим за границей, то у меня нет проблемы и сомнений писать или нет в эти самые сети. Правда я отовсюду выпилился, ибо стало скучно. Скачу, ваяю и пощу только в ЖЖ и в ещё одном блоге, где можно публиковать длинные посты и книги по 500 страниц в одном посте..

Но статья Натальи Резник из Денвера, Колорадо, США порадовала логичностью суждений. Привожу в сокращении. Она пишет:

"... мне всегда представлялось, что, как сказал Бобышев в довлатовском “Соло на Ундервуде”: “Нет такой проблемы! Что тут обсуждать?! Может, еще обсудим — красть или не красть в гостях серебряные ложки?!” Я бы и не стала об этом писать, если бы в последнее время высказывания об эмигрантах не появлялись с самых разных сторон и даже вполне вроде бы разумные и уважаемые мной люди не начали подвергаться патриотическим припадкам разной степени тяжести, суть которых сформулировала, вслед за Пушкиным (обронившим, как известно, в частном письме, что ему досадно, если иностранец разделяет его презрение к России) Агния Барто: “Я свою сестренку Лиду Никому не дам в обиду! … А когда мне будет нужно, я и сам ее побью.” Рассуждения на тему отношения эмигрантов к России находятся в спектре от совкового “продал Родину за колбасу - теперь сиди и помалкивай” до снисходительной нежности к живущим за границей существам, околдованным неспособностью порвать с Родиной последнюю связующую нить.
Недавно мой друг Михаэль Шерб написал в фейсбуке следующий иронический пост на тему отношения к эмигрантам:

“почитал ленту и понял, что хороший эмигрант это тот, который :

а) не интересуется тем, что происходит в России;

б) вследствие этого понятия не имеет о том, что происходит в России;

в) и уж конечно не высказывает свое мнение о том, что происходит в России.


Эмигрант, не удовлетворяющий вышеперечисленным условиям:

а) не состоявшийся человек, очевидно, получатель вэлфера или что-то вроде того;

б) имеет как минимум легкие психические отклонения от нормы;

в) из вышеперечисленных пунктов понятно, что мнение такого эмигранта мало чего стоит.”


В ответ он получил массу серьезных реплик от: “судить оттуда о жизни бывшей страны проживания (скажем так), о чем знать уже толком не можешь, раз ею не живешь, - это хоть и не редко встречается, но отнюдь не нормально.”

до
“ведь ни для кого не секрет, что в комментариях отъехавших из России про Россиию гораздо больше негатива, нежели чем у не отъехавших из неё про остальное планетарное пространство?” и (как же без ожидаемого!) “тут срабатывает общепринятое: надо ведь как-то оправдать свой поступок - эмиграцию. причём, некоторые пишут, что в эмиграции хлебнули лишку много больше, чем в россии, но всё равно стоят на своём - наша страна - это говно.”

(Последний комментарий, кстати, от публикуемого поэта. Авторская грамматика сохранена, а имени я не называю, дабы не позорить патриотически настроенного литератора.)

Роднящей в данном случае левых и правых, великорусских шовинистов и западников, является попытка объединить эмигрантов в некую отдельную группу, не то национальность такую, не то партию, а себя, вместе с остальными проживающими в России гражданами отнести к другой группе (классу, категории, нужное подчеркнуть). И тут уж, в соответствии с классификацией, все, что происходит в России, становится “наше”, эмигранты сразу становятся “они”, которые говорят чего-то там “о нас” (в данном случае обо всем, что заключено в границы страны, власть ли это в Кремле или тонкий в поле колосок). И как ни крути, а ненавистное ли, любовное ли, приходится к классу эмигрантов формировать отношение, объяснять их поведение (не то не состоялись на новой родине, не то ищут оправдания отъезду, не то особость НАШЕЙ русской культуры их держит) и или плевать им всем сразу в лицо, или жалостно всех скопом гладить по голове, или наблюдать и анализировать, как вид окольцованных птиц.

Особость, видимо, русская действительно тут проявляется. Проявляется она в привязке человека к стране. Традиция несвободы, в частности несвободы передвижения, засела в нас настолько глубоко, что невероятно трудно стряхнуть с себя наваждение (вот уж в самом деле наваждение!) и перестать характеризивать человека, пользуясь пропиской.

Разговоры о якобы неосведомленности эмигрантов - все из тех же заскорузлых советских реалий. Обвиняющим эмигрантов в том, что те застряли в советских временах и судят оттуда, неплохо бы вдохнуть свежего воздуха 21-го века, когда открыты границы географические и информационные.  И что ж это я переживаю по поводу того, что происходит в далекой стране, когда моя жизнь так давно и благополучно обустроена в США? Хотите ответа на этот вопрос? У меня есть российский паспорт, и российское законодательство позволяет мне голосовать на российских выборах в отсутствие каких-либо вопросов по этому поводу даже со стороны российской власти. Не будет никакого ответа, и сам вопрос бестактен и бессмыслен. С приветом из солнечного Колорадо, и не от русской общины, и не от эмигрантского сообщества, а только и исключительно от меня, эмигранта в первом поколении, оставляющего за собой право сохранять собственную личность и взгляды в любой точке земного шара.

Полный оригинал лежит здесь.


Под коей статьей я подписываюсь полностью. Только добавлю ещё, что лично я (и моя супруга) каждый год значительное время проводим в России и я уверен, знаем куда больше о ней, чем большинство россиян, никогда не имевших даже загранпаспортов. Хотя бы в силу того, что мы лично не только видели другие страны как туристы, знаем кроме русского ешё парочку языков и можем сравнить, что почём трезво и непредвзято. Без истерики и кликушества, присущих "поравалителям", без ангажированности тех, для кого эмиграция была культурным шоком или осуществлялась через ещё одну страну, но и без ложной истовости биющих себя пяткой в грудь и обвиняющих всех в русофобстве заскорузлых "патриотов"
Tags: Эмигранты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments