montrealex

The Best Live Journal in Montreal

Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохие вина.


Previous Entry Share Next Entry
montrealex

Невзоров подсказал тему для поста.

В своей последней среде, которую слушать я. конечно, не стал, так как это и нездорово и не есть здорово, как орёт там диким голосом засветившийся в Монреале Шнур, но по вертикали пробежал. Факт меня заинтересовал, доселе я ничего об этом не слышал:

А.Невзоров: Вообще, есть две сверхзапрещенные картины Айвазовского. Знаете об этом?

В Дымарский Знаю. Про деревню?

А.Невзоров Да. Причем это замечательные картины. Я расскажу слушателям «Эха». Они ни под каким видом не могут быть нигде экспонированы. (Невзоров врёт по незнанию - они находились в американской галерее и экспонировались даже в Белом доме. Ведущий Дымарский знает, что это не так, но из подобострастия к искуснику оскорблять, боится вставить свои 3 копейки - прим. моё). А размещение их, вероятно, грозит бессрочной каторгой размещателю. Вот картины Айвазовского – картины смертельные для нынешних представлений о Святой Руси и о русском самодержавии. Одна картина называется «Корабль помощи», а вторая: «Раздача продовольствия». В двух словах напомню. Это не история, а бесспорные документы. Известно, что бездарность царского правительства привела к масштабному голоду в 1891 году. Причем, если в первый 1981 год, первый год голода умерло всего 200 тысяч человек, одновременно с этим царское правительство продало 3,5 миллиона тонн пшеницы за границу, потому что надо было содержать огромное количество жандармов, повышать густоту эполет, стать городовых, солдафонов; то на второй год, когда голодуха расползлась еще на несколько губерний, когда такие, вполне освенцимской кондиции фотографии мертвых детей появились не только в русской прессе, правительство царское продало еще 6,5 миллионов тон. И вот тогда американцы, Американские Штаты организовали сбор продовольствия для России. Собирали по всем Штатам азартно.

О.Журавлева Причем частным образом, я так понимаю: просто добрые прихожане и граждане.

А.Невзоров Да. Одновременно из России вывозилось на 6,5 миллионов тонн хлеба, и одновременно ввозили американцы. И есть две прекрасные картины. Одна называется «Корабль надежды». Как входит пароход «Миссури» в русские территориальные воды, груженый продовольствием. А вторая – круче гораздо, называется «Раздача продовольствия». Там изображена русская голодающая деревня. Посреди деревни тройка под огромным американским флагом, и вокруг на коленях рыдающий от умиления и крестящийся на американский флаг народ-богоносец.

В Дымарский Кстати, Александр Глебович, я дополню еще. Это замечательная история этих двух картин. Эти картины (или одна и них, я сейчас точно не скажу) висела в кабинете у Кеннеди, когда Кеннеди был президентом. Или у Жаклин Кеннеди, что-то такое типа этого. Они находятся в Америке.

Я стал искать материалы про эти картины и, конечно же, нашёл. Там же написано и про то, что картины не висели в кабинете у Кеннеди, а были выставлены в конференц-зале Белого дома с 1961 по 1964 г. Но это - небольшая ошибка вообще-то.

Вот этот материал с моей минимальной правкой.

В марте 1892 года в Россию начали прибывать американские транспортные суда с гуманитарной помощью для голодающих. "Корабль помощи" - так назвал художник Айвазовский пароход S.S. Missouri, который весной 1892 года доставил в Либаву груз американской гуманитарной муки для голодающих крестьян России и написал с него картину. Свое
произведение, в конечном итоге, художник так и назвал Корабль помощи, хотя первоначальное название было Приход парохода Миссури с хлебом в Россию . По моему скромному мнению, нарисованный в картине корабль не Миссури, а SS Indiana, тоже транспорт из Famine Fleet (Флот голода), который, в марте того же года, также привозил продовольственную помощь в Либаву.

И.К.Айвазовский. Корабль помощи. 1892 г.

Российский экспресс


SS Indiana. Вероятно начало 1890-х.

Российский экспресс

А Миссури был таким. Фото из W. C. Edgar, The Russian Famine of 1891 and 1892.

Российский экспресс

Н. Сотбис Пинчер. Помощь мельников для России: Пароход Миссури в гавани Либавы 1892.

Российский экспресс


S.S. Missouri был грузопассажирским пароходом построенным в 1888 году для судоходной компании Missouri Steamship Company (позже Atlantic Transport Company). Девиз компании был – «Безопасность людей – превыше всего!». Этот девиз, как нельзя лучше подходит как раз к Миссури, который за время своей службы неоднократно спасал терпящих бедствие людей.

Однажды Миссури оказал помощь и отбуксировал в порт Галифакс лишившегося хода пароход Делавэр. Через некоторое время, таким же образом, он выручил британский пароход Берта. Но самым известным было спасение 6 апреля 1889 года пассажиров и экипажа парохода Дания, который перевозил через океан эмигрантов и терпел бедствие посреди Атлантики. В штормящем океане, при помощи шлюпок, были спасены все находившиеся на борту Дании люди, многие и которых были дети и женщины. Чтобы разместить всех спасенных на борту с судна пришлось сбросить часть груза. Этот героический поступок капитана и экипажа Миссури был по достоинству оценен по обе стороны Атлантики.


Пароход Миссури был одним из тех транспортов, которые в 1892 году доставили в балтийские порты груз гуманитарного продовольствия, собранного американским народом, для оказания помощи бедствующему от голода населению Российской империи. Засуха, охватившая в вначале 1890-х почти всю европейскую часть России, привела к неурожаю зерновых в 91 и 92 годах. Как следствие этого, в стране начали испытывать нехватку продовольствия и в первую очередь это ощутили на себе крестьяне.


Ситуация была усугублена действиями правительства и торговцев, которые в этих условиях не ограничили продажу зерна за рубеж. Это не смотря на то, что еще весной 1891 года, департамент неокладных сборов направил записку министру финансов Вышнеградскому, в которой указал состояния дел в крестьянских хозяйствах и предупредил об угрозе голода.

Однако эти тревожные сигналы были проигнорированы. В те времена денежные поступления в казну от экспорта зерна составляли значительную суму, около 300 млн. рублей ежегодно и правительство не желало терять этот источник средств. В хорошие годы в Европу продавалось больше половины собранного урожая.

Вывоз зерна продолжался в течение всех летних месяцев 1891 года, когда за рубеж было продано почти 3,5 млн. т. хлеба, а в 1892-м, когда голод уже свирепствовал вовсю, еще больше— 6,6 млн. т.

Правительство России, голод не признавало и отрицало его наличие. Вся информация по этому поводу перед подачей в газеты тщательно  подчищалась.

Тем временем по деревнях от голода начался мор. По исследованиям некоторых социологов по причине голода к лету 1892 года погибли, по меньшей мере, 400 тыс. человек, хотя реального количества умерших конечно никто не знает.


В Америке о бедственном положении российских крестьян, через своих корреспондентов в Европе, узнали сотрудники журнала Northwestern Miller, издателем которого был  филантроп Уильям Эдгар. Эти люди и стали инициаторами оказания помощи бедствующим за океаном.

Первая телеграмма российскому правительству с просьбой принять помощь была властью гордо проигнорирована, а на повторный запрос, все-таки, пришел положительный ответ.

Получив согласие на помощь, Northwestern Miller направил в Россию своих представителей изучить на месте размеры необходимой помощи и способы ее распределения. Американцы были потрясены увиденным в России. По деревнях лютовал голод, крестьяне питались лепешками из измельченной коры деревьев и похлебками сваренными из травы. По дорогам тянулись толпы голодных мигрантов, в надежде найти спасение в городах. Поражала также не соответствующая голодной стране роскошь столицы.

После возвращения в Штаты, комиссары опубликовали в Northwestern Miller обращение ко всем, кто может пожертвовать:


«В нашей стране зерна и муки настолько много, что это продовольствие вот-вот парализует транспортную систему. У нас столько пшеницы, что мы не сможем всю ее съесть. В то же время самые паршивые собаки, бродящие по улицам американских городов, питаются лучше, чем русские крестьяне.

Американские мельники а деньги продают пищу всему миру, но они  отправят корабль с хлебом бесплатно тем, кто не в состоянии за него заплатить».

Призыв оказать посильную помощь нашел отклик более чем в 450 различных городах в двадцати пяти штатах и территориях. Фермеры давали зерно, промышленники жертвовали муку, транспортники предоставляли услуги по перевозке, портовики осуществляли перевалку – все это бесплатно. Кроме того, многие граждане жертвовали деньгами.

Вместе с мукой американцы передавали россиянам письма, в которых объяснялись в братских чувствах, а фермеры Небраски вкладывали в мешки инструкции приготовления еды из кукурузной муки.

И вот 12 марта загруженный Миссури отправился в Россию, а 4 апреля судно прибыло в Либаву. Выгрука судна прошла дружно и с опережением графика. Всего с Миссури было выгружено 145 548 пудов гуманитарной муки. В 241 вагонах, после религиозной церемонии освящения, она была отправлен в наиболее нуждающиеся регионы. Из этого завоза американский хлеб уехал в: Тамбов– 51 вагон; Самара – 11 вагонов; Пенза – 8 вагонов; Уфа – 4 вагона; Нижний Новгород – 6 вагонов; Тула – 22 вагона; Воронеж – 13 вагонов; Орел – 12 вагонов; Саратов – 78 вагонов; Пермь – 8 вагонов; Рязань – 6 вагонов; Оренбург – 12 вагонов.


Несмотря на то, что распределение груза происходило под непрерывном контролем и учетом американских комиссаров, некоторая часть помощи все же была разворована.

Российский экспресс

До конца лета 1892 года по программе Флот голода еще несколько американских пароходов привозили продовольствие в порты Риги и Либавы. Всего собранная помощь американских граждан составила около $1 млн. Часть этих средств пошла в виде финансовой помощи. Кроме продовольственной помощи, американскими государственными и частными компаниями были предложили долговременные займы на сумму $75 млн. Население России устраивало восторженные встречи американской помощи. В портах
пароходы встречали с оркестрами, вагоны с продовольствием отправлялись в путь украшенные американскими и российскими флагами.

Упомянутый выше художник Айвазовский, будучи под впечатлением этой народной волны благодарности и надежды, нарисовал еще одну картину. Она называется
"Раздача продовольствия". На ней гуманитарный конвой следует по улицам какого-то городка украшенного триколорами. Голодные люди приветствуют обоз, подбрасывая вверх шапки и протягивают руки, чтобы получить бесплатную еду. Некоторые стоя на коленях, молятся и воздают благодарность за помощь американскому флагу, реющему над телегой в руках доброго молодца.

Обе картины и Корабль помощи и Раздача продовольствия были подарены художником американской галерее Коркоран в Вашингтоне. В 1979 году полотна были проданы в частную коллекцию.

С 1961 по 1964 г. обе картины были выставлены в конференц-зале Белого дома. На их фоне президент Кеннеди давал пресс-конференции во время Карибского
кризиса.

И.К.Айвазовский. Раздача продовольствия. 1892 г.

Российский экспресс

После выполнения гуманитарной миссии пароход S.S. Missouri продолжил грузоперевозки на транспортных линиях. С июля 1898 года он был отдан в
аренду правительству США на срок до 12 месяцев для использования в качестве госпитального судна во время войны с Испанией. После окончания
конфликта ВМС США выкупили корабль для службы на Тихом океане, но техническое состояние Миссури не позволило ему служить долгое время в
качестве военного транспорта. Пароход был снова продан одной из судоходных компаний и работал на линии Сан-Франциско Китай, пока не
закончил свой путь в 1905 году налетев на подводный риф возле Японии.


источник




  • 1
Неизвестные картины. Не смог И.К. Айвазовский пройти мимо этих трагических событий. Феодосию любил свою. Дом оставил городу. Провел воду в город для простых людей. Похоронен в Феодосии. Американцы тоже молодцы - помогли.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account