montrealex (montrealex) wrote,
montrealex
montrealex

Невзоров подсказал тему для поста.

В своей последней среде, которую слушать я. конечно, не стал, так как это и нездорово и не есть здорово, как орёт там диким голосом засветившийся в Монреале Шнур, но по вертикали пробежал. Факт меня заинтересовал, доселе я ничего об этом не слышал:

А.Невзоров: Вообще, есть две сверхзапрещенные картины Айвазовского. Знаете об этом?

В Дымарский Знаю. Про деревню?

А.Невзоров Да. Причем это замечательные картины. Я расскажу слушателям «Эха». Они ни под каким видом не могут быть нигде экспонированы. (Невзоров врёт по незнанию - они находились в американской галерее и экспонировались даже в Белом доме. Ведущий Дымарский знает, что это не так, но из подобострастия к искуснику оскорблять, боится вставить свои 3 копейки - прим. моё). А размещение их, вероятно, грозит бессрочной каторгой размещателю. Вот картины Айвазовского – картины смертельные для нынешних представлений о Святой Руси и о русском самодержавии. Одна картина называется «Корабль помощи», а вторая: «Раздача продовольствия». В двух словах напомню. Это не история, а бесспорные документы. Известно, что бездарность царского правительства привела к масштабному голоду в 1891 году. Причем, если в первый 1981 год, первый год голода умерло всего 200 тысяч человек, одновременно с этим царское правительство продало 3,5 миллиона тонн пшеницы за границу, потому что надо было содержать огромное количество жандармов, повышать густоту эполет, стать городовых, солдафонов; то на второй год, когда голодуха расползлась еще на несколько губерний, когда такие, вполне освенцимской кондиции фотографии мертвых детей появились не только в русской прессе, правительство царское продало еще 6,5 миллионов тон. И вот тогда американцы, Американские Штаты организовали сбор продовольствия для России. Собирали по всем Штатам азартно.

О.Журавлева Причем частным образом, я так понимаю: просто добрые прихожане и граждане.

А.Невзоров Да. Одновременно из России вывозилось на 6,5 миллионов тонн хлеба, и одновременно ввозили американцы. И есть две прекрасные картины. Одна называется «Корабль надежды». Как входит пароход «Миссури» в русские территориальные воды, груженый продовольствием. А вторая – круче гораздо, называется «Раздача продовольствия». Там изображена русская голодающая деревня. Посреди деревни тройка под огромным американским флагом, и вокруг на коленях рыдающий от умиления и крестящийся на американский флаг народ-богоносец.

В Дымарский Кстати, Александр Глебович, я дополню еще. Это замечательная история этих двух картин. Эти картины (или одна и них, я сейчас точно не скажу) висела в кабинете у Кеннеди, когда Кеннеди был президентом. Или у Жаклин Кеннеди, что-то такое типа этого. Они находятся в Америке.

Я стал искать материалы про эти картины и, конечно же, нашёл. Там же написано и про то, что картины не висели в кабинете у Кеннеди, а были выставлены в конференц-зале Белого дома с 1961 по 1964 г. Но это - небольшая ошибка вообще-то.

Вот этот материал с моей минимальной правкой.

В марте 1892 года в Россию начали прибывать американские транспортные суда с гуманитарной помощью для голодающих. "Корабль помощи" - так назвал художник Айвазовский пароход S.S. Missouri, который весной 1892 года доставил в Либаву груз американской гуманитарной муки для голодающих крестьян России и написал с него картину. Свое
произведение, в конечном итоге, художник так и назвал Корабль помощи, хотя первоначальное название было Приход парохода Миссури с хлебом в Россию . По моему скромному мнению, нарисованный в картине корабль не Миссури, а SS Indiana, тоже транспорт из Famine Fleet (Флот голода), который, в марте того же года, также привозил продовольственную помощь в Либаву.

И.К.Айвазовский. Корабль помощи. 1892 г.

Российский экспресс


SS Indiana. Вероятно начало 1890-х.

Российский экспресс

А Миссури был таким. Фото из W. C. Edgar, The Russian Famine of 1891 and 1892.

Российский экспресс

Н. Сотбис Пинчер. Помощь мельников для России: Пароход Миссури в гавани Либавы 1892.

Российский экспресс


S.S. Missouri был грузопассажирским пароходом построенным в 1888 году для судоходной компании Missouri Steamship Company (позже Atlantic Transport Company). Девиз компании был – «Безопасность людей – превыше всего!». Этот девиз, как нельзя лучше подходит как раз к Миссури, который за время своей службы неоднократно спасал терпящих бедствие людей.

Однажды Миссури оказал помощь и отбуксировал в порт Галифакс лишившегося хода пароход Делавэр. Через некоторое время, таким же образом, он выручил британский пароход Берта. Но самым известным было спасение 6 апреля 1889 года пассажиров и экипажа парохода Дания, который перевозил через океан эмигрантов и терпел бедствие посреди Атлантики. В штормящем океане, при помощи шлюпок, были спасены все находившиеся на борту Дании люди, многие и которых были дети и женщины. Чтобы разместить всех спасенных на борту с судна пришлось сбросить часть груза. Этот героический поступок капитана и экипажа Миссури был по достоинству оценен по обе стороны Атлантики.


Пароход Миссури был одним из тех транспортов, которые в 1892 году доставили в балтийские порты груз гуманитарного продовольствия, собранного американским народом, для оказания помощи бедствующему от голода населению Российской империи. Засуха, охватившая в вначале 1890-х почти всю европейскую часть России, привела к неурожаю зерновых в 91 и 92 годах. Как следствие этого, в стране начали испытывать нехватку продовольствия и в первую очередь это ощутили на себе крестьяне.


Ситуация была усугублена действиями правительства и торговцев, которые в этих условиях не ограничили продажу зерна за рубеж. Это не смотря на то, что еще весной 1891 года, департамент неокладных сборов направил записку министру финансов Вышнеградскому, в которой указал состояния дел в крестьянских хозяйствах и предупредил об угрозе голода.

Однако эти тревожные сигналы были проигнорированы. В те времена денежные поступления в казну от экспорта зерна составляли значительную суму, около 300 млн. рублей ежегодно и правительство не желало терять этот источник средств. В хорошие годы в Европу продавалось больше половины собранного урожая.

Вывоз зерна продолжался в течение всех летних месяцев 1891 года, когда за рубеж было продано почти 3,5 млн. т. хлеба, а в 1892-м, когда голод уже свирепствовал вовсю, еще больше— 6,6 млн. т.

Правительство России, голод не признавало и отрицало его наличие. Вся информация по этому поводу перед подачей в газеты тщательно  подчищалась.

Тем временем по деревнях от голода начался мор. По исследованиям некоторых социологов по причине голода к лету 1892 года погибли, по меньшей мере, 400 тыс. человек, хотя реального количества умерших конечно никто не знает.


В Америке о бедственном положении российских крестьян, через своих корреспондентов в Европе, узнали сотрудники журнала Northwestern Miller, издателем которого был  филантроп Уильям Эдгар. Эти люди и стали инициаторами оказания помощи бедствующим за океаном.

Первая телеграмма российскому правительству с просьбой принять помощь была властью гордо проигнорирована, а на повторный запрос, все-таки, пришел положительный ответ.

Получив согласие на помощь, Northwestern Miller направил в Россию своих представителей изучить на месте размеры необходимой помощи и способы ее распределения. Американцы были потрясены увиденным в России. По деревнях лютовал голод, крестьяне питались лепешками из измельченной коры деревьев и похлебками сваренными из травы. По дорогам тянулись толпы голодных мигрантов, в надежде найти спасение в городах. Поражала также не соответствующая голодной стране роскошь столицы.

После возвращения в Штаты, комиссары опубликовали в Northwestern Miller обращение ко всем, кто может пожертвовать:


«В нашей стране зерна и муки настолько много, что это продовольствие вот-вот парализует транспортную систему. У нас столько пшеницы, что мы не сможем всю ее съесть. В то же время самые паршивые собаки, бродящие по улицам американских городов, питаются лучше, чем русские крестьяне.

Американские мельники а деньги продают пищу всему миру, но они  отправят корабль с хлебом бесплатно тем, кто не в состоянии за него заплатить».

Призыв оказать посильную помощь нашел отклик более чем в 450 различных городах в двадцати пяти штатах и территориях. Фермеры давали зерно, промышленники жертвовали муку, транспортники предоставляли услуги по перевозке, портовики осуществляли перевалку – все это бесплатно. Кроме того, многие граждане жертвовали деньгами.

Вместе с мукой американцы передавали россиянам письма, в которых объяснялись в братских чувствах, а фермеры Небраски вкладывали в мешки инструкции приготовления еды из кукурузной муки.

И вот 12 марта загруженный Миссури отправился в Россию, а 4 апреля судно прибыло в Либаву. Выгрука судна прошла дружно и с опережением графика. Всего с Миссури было выгружено 145 548 пудов гуманитарной муки. В 241 вагонах, после религиозной церемонии освящения, она была отправлен в наиболее нуждающиеся регионы. Из этого завоза американский хлеб уехал в: Тамбов– 51 вагон; Самара – 11 вагонов; Пенза – 8 вагонов; Уфа – 4 вагона; Нижний Новгород – 6 вагонов; Тула – 22 вагона; Воронеж – 13 вагонов; Орел – 12 вагонов; Саратов – 78 вагонов; Пермь – 8 вагонов; Рязань – 6 вагонов; Оренбург – 12 вагонов.


Несмотря на то, что распределение груза происходило под непрерывном контролем и учетом американских комиссаров, некоторая часть помощи все же была разворована.

Российский экспресс

До конца лета 1892 года по программе Флот голода еще несколько американских пароходов привозили продовольствие в порты Риги и Либавы. Всего собранная помощь американских граждан составила около $1 млн. Часть этих средств пошла в виде финансовой помощи. Кроме продовольственной помощи, американскими государственными и частными компаниями были предложили долговременные займы на сумму $75 млн. Население России устраивало восторженные встречи американской помощи. В портах
пароходы встречали с оркестрами, вагоны с продовольствием отправлялись в путь украшенные американскими и российскими флагами.

Упомянутый выше художник Айвазовский, будучи под впечатлением этой народной волны благодарности и надежды, нарисовал еще одну картину. Она называется
"Раздача продовольствия". На ней гуманитарный конвой следует по улицам какого-то городка украшенного триколорами. Голодные люди приветствуют обоз, подбрасывая вверх шапки и протягивают руки, чтобы получить бесплатную еду. Некоторые стоя на коленях, молятся и воздают благодарность за помощь американскому флагу, реющему над телегой в руках доброго молодца.

Обе картины и Корабль помощи и Раздача продовольствия были подарены художником американской галерее Коркоран в Вашингтоне. В 1979 году полотна были проданы в частную коллекцию.

С 1961 по 1964 г. обе картины были выставлены в конференц-зале Белого дома. На их фоне президент Кеннеди давал пресс-конференции во время Карибского
кризиса.

И.К.Айвазовский. Раздача продовольствия. 1892 г.

Российский экспресс

После выполнения гуманитарной миссии пароход S.S. Missouri продолжил грузоперевозки на транспортных линиях. С июля 1898 года он был отдан в
аренду правительству США на срок до 12 месяцев для использования в качестве госпитального судна во время войны с Испанией. После окончания
конфликта ВМС США выкупили корабль для службы на Тихом океане, но техническое состояние Миссури не позволило ему служить долгое время в
качестве военного транспорта. Пароход был снова продан одной из судоходных компаний и работал на линии Сан-Франциско Китай, пока не
закончил свой путь в 1905 году налетев на подводный риф возле Японии.


источник



Tags: Невзоров, США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment