montrealex

The Best Live Journal in Montreal

Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохие вина.


Previous Entry Share Next Entry
montrealex

Брассаи - легенда фотодокументалистики ХХ века. Несколько фото из моей коллекции.

Франко-венгерский фотограф и художник Брассаи (Brassaï) - один из ярчайших представителей "городской" фотодокументалистики, оказавший огромное влияние на репортажную съемку ХХ века.

Родившийся на юго-востоке Трансильвании Дьюла Халас (так фотографа звали на самом деле), одним из первых обратился к теме ночной жизни в мегаполисе.

Он искусно использовал уличные фонари, освещенные окна кафе и автомобильные фары, как источники драматичных фотоэффектов.




Несмотря на богатый и разнообразный архив, в котором были портреты всемирно известных художников, писателей и знаменитостей, автор прославился, прежде всего, фотографиями, сделанными в переулках и на площадях Парижа.

Там Брассаи снимал "изнанку" жизни - бездомных клошаров, уличных гадалок и карманников, работниц борделей и завсегдатаев бистро с неизменной рюмкой в руке.

Показывая жизнь "городского дна", он подавал снимки не как назидание, а как несколько романтизированный застывший образ, воплощавший истинные эмоции и наводивший на размышления.






Вклад Брассаи в фотоискусство схож с влиянием Анри Тулуз-Лотрека на живопись. Фотограф называл неординарного художника одним из главных источников своего вдохновения. Как и Тулуз-Лотрек Брассаи всегда привносил нотку человечности в портреты своих неоднозначных моделей. Любовь к ночному городу, отраженная в наиболее известных работах фотографа, помогает современному зрителю тоже проникнуться красотой парижских улиц, окутанных туманом, зыбким очарованием горящих витрин и парков под дождем.

Особенности стиля Брассаи - точнейшее психологическое портретирование и передача эмоций на снимке

Брассаи был разносторонне одаренным автором - он много и успешно рисовал, занимался скульптурой, писал прозу и даже стал режиссером. За фильм, снятый в 1955 году, он получил один из призов Каннского фестиваля, но среди современников и потомков Брассаи знаменит, прежде всего, своими психологическими фотопортретами.





Брассаи не делал особой разницы между позирующими людьми, одинаково талантливо снимая Пабло Пикассо, Матисса, крупных политических деятелей или проституток, ожидающих клиентов в кафе.

Кроме канонических фотографий известных (и неизвестных) людей, автор знаменит своими фотоснимками города. Он помногу снимал кошек, которых очень любил, цветы в садах, граффити и рисунки на стенах заводов, домов и общественных туалетов. Даже камни в его объективе становились необычными и интересными объектами.

Очень значим вклад фотографа в искусство ночной уличной съемки. Коллеги и современники Брассаи предпочитали работать днем или на рассвете (как, к примеру, Э.Атже). Венгерский же фотограф сумел раскрыть потенциал искусственного уличного освещения. Свет автомобильных фар, пробивающийся сквозь сырой парижский туман, газовые фонари на мосту помогали ему создавать фотокартины, напоминавшие иллюстрации к романам Ремарка.



Чтобы делать оригинальные и новаторские фотографии, Брассаи пришлось разработать собственные методы съемки ночью. Он помещал камеру под деревьями и в тени крыш, защищая ее от прямого света, менял фотопластины под черным балахоном с особыми рукавами, который сконструировал лично. Из-за небезопасной магниевой вспышки страдал не только фотограф, но и одежда его моделей, среди которых были не только "настоящие" жители Парижа, но и друзья фотографа, специально позирующие ему.


















Брассаи нередко обвиняли в постановочности его фотокартин, но искусственность эта была обусловлена, скорее, необходимостью. Для съемки в полумраке в 20-40 годы ХХ века нужна была выдержка до десяти минут, и фотографу приходилось просить моделей позировать ему (например, лежа в кровати) и платить за такую неподвижность.

Никто бы не позволил Брассаи снять настоящих посетителей борделя, и он привлекал к своей работе друзей и ассистентов, игравших роль клиентов или посетителей кафе для сексуальных меньшинств. Были среди моделей и истинные представители "незащищенных социальных слоев", и в работе фотограф часто сталкивался с нешуточной
опасностью. Его несколько раз грабили на улице, обчищали карманы, но чаще всего Брассаи удавалось договориться и вовремя поймать неожиданный
кадр.

На большинстве фотографий автора модели позировали в диночестве. Брассаи практически не делал групповых снимков, но умел
раскрыть личность человека во всей ее глубине. За это его любили другие
талантливые художники - в особенности Пикассо и Дали, которых он снимал
несколько десятилетий подряд. Фотографу, родившемуся в маленьком городке
Брассо в Австро-Венгрии (от этого названия и произошел псевдоним
автора), хорошо удавалось и раскрывать психологию знаменитых живописцев,
и снимать парочки, целующиеся на улице.

Художественное образование - фундамент стиля

Во
многом особенности стиля Брассаи обусловлены его классическим
живописным образованием. Родившись в 1899 году в венгерско-армянской
семье, он учился в художественной академии в Будапеште, а затем - в
берлинской академической школе. После возвращения из армии (молодого
человека мобилизовали на Первую мировую войну) он писал картины в жанре
ню, портреты, занимался графикой и скульптурой.

Переехав в 1920
году в Берлин, будущий фотограф стал работать газетным журналистом и
помногу общаться с художниками и писателями из так называемого
венгерского круга. Многие из них эмигрировали в середине 20-х годов в
Париж, как и сам Брассаи. Художник и журналист, тогда еще не
задумывавшийся о карьере фотографа, уехал во французскую столицу в 1924
году. Он взял псевдоним, заменивший труднопроизносимое имя, и поселился
на Монпарнасе. Еще в детстве, прожив год в Париже (там его отец
преподавал в Сорбонне), и читая книги Пруста, он выучил французский
язык.

Брассаи близко общался с писателями, среди которых были Генри Миллер и Жак Превер, дружил с венгерскими фотографами. Андре Кертес
посоветовал ему самостоятельно иллюстрировать снимками свои заметки,
чтобы сэкономить на фоторепортере. Так Брассаи стал фотографировать
выставки, спортивные соревнования и городские пейзажи, принесшие ему
славу.

"Ночные" снимки и всемирное признание

фотограф Брассаи

фотограф Брассаи фотограф Брассаи

Выпущенный в 1932 году фотоальбом "Ночной Париж" сделал автора знаменитым. В поисках сюжетов для него фотограф посещал бары, знакомился с
разношерстной публикой, которую снимал, в том числе "для себя". С того же времени Брассаи начинает многолетнее сотрудничество с Пикассо, для
которого создал практически жизнеописание в фотографиях, и Сальвадором Дали, считавшим фотографа гением. Успешного молодого венгра с
импозантной внешностью активно приглашали в высшие круги, он снимал интеллектуалов, балетных прим и видных писателей. Одновременно со
"статусной" работой для светского Life и Harper’s Bazaar Брассаи публиковался в авангардных журналах и основал вместе с Ч.Радо парижское
агентство Rapho.

фотограф Брассаи

Очередная мировая война вынудила фотографа на время прекратить деятельность. На фотосъемку были наложены ограничения, к тому же Брассаи оставался
подданным Румынии и его могли забрать на фронт. Вернувшись после отъезда в Париж, он был вынужден жить с фальшивыми документами, как многие
эмигранты в то время. Получить французское гражданство ему удалось только в 1949 году, после женитьбы на француженке вдвое моложе его.

фотограф Брассаи

После войны Брассаи уже был всемирно известным фотографом, много путешествовал по заданиям Harper’s Bazaar. Его первая личная выставка в
нью-йоркском музее МОМА прошла в 1948 году, а за год до этого он сделал знаменитые фотодекорации к балету на либретто Ж.Превера. Однако, с 50-х
годов Брассаи начал отходить от фотоискусства, снимал только интересных ему людей и пейзажи. За свои работы он в 70-е годы получил орден
искусств и литературы, Большую парижскую фотопремию и стал кавалером Почетного легиона.

фотограф Брассаи

После  мерти Брассаи в 1984 году центр Помпиду получил от вдовы фотографа большую часть архива (однако, лучшие работы она продала с аукциона в
середине 2000-х). Сегодня масштабные выставки фотографий Брассаи можно посетить в Париже, Москве и многих других городах мира. Интерес к
творчеству фотографа не ослабевает, и зрители могут в полной мере насладиться его работами, ставшими классикой фотодокументалистики ХХ
века.

фотограф Брассаи




Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account