?

Log in

No account? Create an account

montrealex

The Best Live Journal in Montreal and Canada

Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохие вина.


Previous Entry Share Next Entry
montrealex

Совпадение. Джин Сиберг и её история в журнале из моей коллекции.

На 56 и 57 странице французского журнала РНОТО, октябрьский номер которого я закончил сканировать вчера уже после обеда, рассказывается о первых фотографиях актрисы, сделанных в 1956 году Бобом Уилоуби (Bob Willoughby) во время съёмок фильма про Жанну Д'Арк. Режиссёр Отто Премингер отобрал ее на роль Орлеанской девы из 18 тысяч претенденток, участвовавших в национальном конкурсе талантов. Фильм был широко разрекламирован еще до выхода на экран, но провалился в прокате. Один гарвардский журнал назвал "Жанну" худшим фильмом 1957 года, а об игре Сиберг там было сказано так: она в состоянии усыпить зрителя когда пытается изобразить святость, и выглядит безжизненной, когда играет грешницу… Критики обвиняли Сиберг, что ей не удалось достичь "правдоподобия" в сцене гибели Жанны на костре. Актриса в ответ обвиняла режиссера, который заставил ее смотреть в камеру.
"Never look at the camera, it destroys the illusion of the illusion. ... You're not supposed to break that fourth wall."

5657
Слева: Джин и её конкурентка перед финальной пробой. Справа: Джин с родителями во время пресс-конференции.

Эти фотографии увидели свет, когда Джин уже была мертва, и были опубликованы только в ФОТО.
Боб к тому времени уже не фотографировал, а выращивал овощи в своём замке в Ирландии.
Услышав о гибели актрисы, он достал негативы из загашника и продал журналу.

5859

Её тело нашли 7 сентября 1979  в припаркованной неподалеку от квартала, где жил её муж, известный писатель Ромен Гари, машине. Смерть наступила от сильной дозы барбитуратов. Но кто завернул тело Джин в одеяло и положил на заднее сиденье машины, так и осталось неизвестным. Говорили, что Гари относительно спокойно пережил ее гибель. 2 декабря 1980 года он покончил с собой, выстрелив себе в рот из револьвера. Накануне самоубийства он позвонил первой жене Лесли Бланш и сказал: "Я неправильно разыграл свои карты". Он оставил записку: "Никакого отношения к Джин Сиберг. Ревнителям культа разбитых сердец обращаться по другому адресу".



Потом Премингер снял Джин в филме по роману Франсуазы Саган, "Прощай, грусть".единственной картине, которую я видел, кстати. Естественно, не отказав себе в удовольствии попользоваться насчёт клубнички молодого тела, как показывает фотография (слева) Уилоуби.

6061

А пока я напомню, по большей части с помощью одной бывшей авторши ЖЖ, сложную биографию этой непростой девушки.

Сиберг родилась 13 ноября 1938 года в Маршалтауне, маленьком, на двадцать тысяч жителей, городке: "Это в Айове, в сердце Среднего Запада. Штат, по словам Ромена Гари несомненно остается самым "старозаветно-американским" местом Америки." Ее отец был аптекарем, а его предки когда-то приехали в Америку из Швеции. Городок привычно пеленала провинциальная тоска, от которой молодёжь мечтала уехать подальше, и никогда не возвращаться.

62
Вверху - во время съёмок "Жанны".
Внизу - снимается в "Прощай, грусть".


63
Больше в ФОТО карточек её нет. Вы, конечно, вправе спросить меня, а чём же совпадение, анонсированное в заглавии поста?

Отвечаю. В том, что Пари Матч публикует в то же самое время, как я заканчиваю сканирование, интересную подборку её фоток.
И довольно длинный и интересный текст, где утверждается, что в сорокалетнем возрасте её сгубило американское ФБР.

Об этом мы тоже поговорим, но пока - всё по порядку.


21 ноября 1956 года

Второй фильм Джин тоже провалился в прокате. Сиберг переехала во Францию, и тут ей опять повезло - она попала в группу молодых энтузиастов, искавших новые пути в кино и придумавших "новую волну". Вот тут ее талант, непосредственность и обаяние юности пришлись к месту - случилось так, что американцы не оценили ее в той же степени как оценили французы, где она стала культовой фигурой после появления, с Ж.П.Бельмондо, в фильме Годара "На последнем дыхании".



Что бы ни случилось дальше с американской актрисой Джин Сиберг, Патриция со своей дерзкой короткой стрижкой теперь всегда будет шагать по Елисейским полям, размахивая газетами и выкрикивая, "Нью-Йорк-Геральд Трибюн!"



Она продолжала работать и в Голливуде - в 1964 снялась у Роберта Россена в "Лилит" с Уорреном Битти. Сыграла неуравновешенную пациентку, соблазняющую врача. И годом позже была номинирована в Англии на "Золотой Глобус". Потом были "Прекрасное безумие" с Шоном Коннери и "Покрась свой фургон" - дорогостоящий красочный мюзикл о временах золотой лихорадки в Калифорнии, в котором двое старателей (Ли Марвин и Клинт Иствуд) никак не могут поделить одну жену (Сиберг), купленную ими на аукционе. Этот фильм запомнился больше всего тем, что Грязный Гарри в нем пел. Сама она невысоко ценила свои голливудские роли, но критики сравнивали ее Луизой Брукс.
Первым мужем Сиберг был адвокат, француз Франсуа Морель, за него она вышла в 58 году. Будучи в Америке, Морель посчитал необходимым посетить французское консульство в Лос-Анджелесе, где консульский пост в то время занимал Ромен Гари. "Мы оставили в консульстве свои визитные карточки с телефонами и прочим, и несколько дней спустя ужинали вместе с Роменом Гари Тогда он произвел на меня огромное впечатление". Гари описал юную Джин в своем романе "В поисках таланта": "Я пытался показать в романе идеализм американцев и их оторванность от реальности, американскую наивность. Но Джин быстро рассталась со своей наивностью благодаря моему влиянию" Гари стал ее Пигмалионом, а она стала его женой. Он определял круг ее чтения "Посмотрите какие книги я ей даю - Пушкин, Достоевский, Бальзак, Стендаль, Флобер. Она великолепный читатель. Она всегда дочитывает книги до конца!" Ага, страшно трогательно.
Сиберг "На самом деле Ромен считает меня тупой фермерской дочкой".Он возражает: "She has brains and, what's more, intellectual curiosity. I'll tell you how smart she is. This girl detected French phonies faster than any American I have ever seen here."



"Джин Сиберг с четырнадцати лет состоит во всех организациях, борющихся за равноправие. Что создает серьезные проблемы в наших отношениях. Поскольку я старше жены на двадцать четыре года и раньше ее прошел свою дистанцию, проделав все эти акробатические трюки, на которые толкают нас братские порывы, в возрасте от семнадцати до тридцати лет, я решительно отказываюсь еще раз пережить эту затяжную агонию. Я слишком часто расшибался и не имею никакого желания присутствовать при ее падениях…Должен также сознаться, что мне все больше действует на нервы растущее число паразитов, крутящихся вокруг Джин. Я никогда не совал нос в финансовые дела Джин Сиберг. Однако с момента своего приезда наблюдаю не меньше полудюжины мудозвонов, мошенников и вечных пикаро, которые играют - и выигрывают, - делая ставку на ее двойное чувство вины: во-первых, кинозвезды (одного из самых презираемых существ, ибо никому на свете так не завидуют); во-вторых, лютеранки с ее обостренным ощущением первородного греха… Неплохо было бы выставить за дверь несколько черных проходимцев, взимающих с моей белой супруги налог за "виновность".


Посреди комнаты, увешанной антивоенными плакатами, портретами ЧеГевары и надписями "Не смей называть меня ниггером" собрались активисты Черных пантер. Дженни что-то говорит одному из них, и вдруг этот праведный борец с  дискриминацией вскакивает и наотмашь бьет ее по лицу…
Джин Сиберг тусовалась с "Черными пантерами".  Что было довольно тупо с ее стороны, но.
"В апреле 1969 года президент Никсон вызвал шефа ФБР Гувера, чтобы обсудить неспокойную ситуацию в стране, связанную с вьетнамской войной. Никсона беспокоили такие проблемы, как брожение среди студентов, увеличение числа лиц, уклоняющихся от призыва, и возможность мятежа в действующей армии. Все эти факторы в совокупности могли, с его точки зрения, в случае углубления кризиса привести к падению правительства. Гувер сравнил эту ситуацию с той, что существовала в 1917 году в России. Великий словоблуд, он не преминул упомянуть о "сердцах, обливающихся кровью", и сказал Никсону тут же, что волнения в студенческих городках нетрудно прекратить, если "ректоры университетов проявят больше твердости и будут решительно исключать смутьянов". В рядах смутьянов были и известные личности, например, киноактриса Джейн Фонда. Агенты ФБР похитили у нее записную книжку с адресами и фамилиями лиц, принадлежавших к левацким группировкам. Почта актрисы перлюстрировалась, а ее телефонные разговоры прослушивались. В картотеке бюро она значилась как "Джейн Фонда: анархистка". Сиберг повезло меньше чем Джейн Фонде. ФБР не просто вмешивалось в ее жизнь - она была затравлена спецслужбами.




"Идея о том, как наилучшим образом разделаться с Сиберг, поступила к Гуверу от агента Ричарда Хелда, работавшего по проекту "КОИНТЕЛПРО" в Лос-Анджелесе ("COINTELPRO" - проект, целью которого была подрывная деятельность против компартии): "Прошу разрешения руководства на публикацию сообщения о беременности Джин Сиберг от Реймонда Хьюитта из партии "Черных пантер". Это можно сделать через репортеров, ведущих в газетах Лос-Анджелеса светскую хронику. Есть мнение, что данная публикация могла бы подорвать репутацию Сиберг в глазах широкой общественности. Предлагается послать от несуществующего лица письма местным хроникерам. Текст такой:
"Я только что подумал о вас и вспомнил, что я у вас в долгу. Так вот, на прошлой неделе я был в Париже и случайно увидел Джин Сиберг с огромным животом, очевидно, на последних месяцах беременности. Я подумал, что она опять сошлась с Роменом, но она сказала по секрету, что этот ребенок от Реймонда Хьюитта из "Черных пантер". Вот это да! Девчонка пошла по рукам. Ладно. Всего хорошего. Скоро увидимся. Сол".



Декабрь 1956

О беременности Сиберг ФБР узнало из телефонного подслушивания. Чтобы скрыть этот факт, Гувер рекомендовал попридержать это письмо, пока "беременность Сиберг не станет очевидной для всех". Однако две недели спустя светский хроникер Джойс Хабер поместил заметку об одной актрисе, не называя ее по имени. Впрочем, о том, что он имел в виду Сиберг, догадаться было нетрудно. "Говорят, что отцом будущего ребенка является один из видных членов "Черных пантер", - писал Хабер.
Эту историю подхватил "Голливуд Репортер", а три месяца спустя и "Ньюсуик", который назвал актрису по имени.




ФБР, конечно же, было осведомлено, что Сиберг переживала глубокий душевный кризис и находилась под наблюдением психиатра. Когда началась вся эта грязная возня, она приняла слишком большую дозу снотворного, что привело к преждевременным родам и смерти младенца. Все это выплыло на свет лишь после смерти Гувера, и несмотря на доказательства, содержащиеся в архивах, функционеры из ФБР так и не признались, что организовали против Сиберг кампанию клеветы в прессе. Билл Томас, который тогда работал городским редактором "Лос-Анджелес Таймс", говорит, что эта история поступила из "источника, находившегося в правоохранительных структурах". Ричард Хелд, сотрудник, подавший эту идею, теперь возглавляет отделение ФБР в Сан-Франциско. Он говорит, что его докладная была всего лишь "бюрократической отпиской на требование Вашингтона разработать оперативные мероприятия".




Ребенок Сиберг, девочка, родилась семимесячной, и прожила всего два дня. Чтобы доказать, что отцом ребенка не был черный руководитель Пантер, Сиберг заказала для нее стеклянный гроб, чтобы все желающие могли убедиться, что ребенок белый. Она собрала пресс-конференцию, чтобы продемонстрировать журналистам тело своей мертвой девочки.



26 июня 1967 г.

"Если кинозвезда, пусть даже самая искренняя, самоотверженная и абсолютно честная, если она прикасается к социальному бедствию, к настоящей ране, то знаешь что получается?.. Да все та же кинозвезда. Вокруг вас всегда слишком много рекламы и фотографов, чтобы толпа могла увидеть в вашей общественной деятельности и добрых делах что-нибудь другое, кроме погони за рекламой и поз для фотографов... Или надо оставить кино, неприметно работать в низах, но тогда никому из тех, кто тебя окружает, ты не нужна, их интересует только звезда..." (Гари)

Не все члены негритянских комитетов были довольны участием Сиберг в "их борьбе".По свидетельству Гари, ночами ее донимали телефонными звонками: "Эта фраза продолжает стучать у меня в ушах: "Не лезь в наши дела, белая сука..."

В1969 году Сиберг снялась в помпезной голливудской постановке "Аэропорт" по бестселлеру Артура Хейли, где сыграла любовницу мужественного начальника аэропорта (Берт Ланкастер). Ей не слишком везло с ролями, удачные фильмы с ее участием проваливались, зато посредственные почему-то получали признание. Впрочем, сама она знала, какие законы определяют приоритеты в ее профессии. "Это называется "шоу-бизнесом", а не "шоу-искусством".




Из романа Гари "Белый пёс" (Chien blanc).

"Они все здесь - от Белафонте до Барбры Стрейзанд - и слушают пастора Абернати, повествующего о походе бедных людей... В первом ряду - Марлон Брандо со своей супругой-таитянкой. Рыжая кожаная куртка, львиная грива и свитер с высоким воротом, выгодно подчеркивающим подбородок... Он одним из первых стал помогать, не считая денег, "делу" чернокожих. Я ставлю слово в кавычки, потому что оно слишком истрепалось. Он идет к микрофону. Сурово оглядывает зал:
Тем, кто не пришел сюда сегодня, хорошо бы иметь уважительную причину.
От брошенной угрозы становится неловко - она несколько "наигранна". Но худшее впереди. Сказав несколько слов о детях, которых недоедание делает дегенератами .., он просит вызваться добровольцев, готовых войти в руководящий комитет.. Из трехсот присутствующих тридцать поднимают руки. Ясно, что этого более чем достаточно..
И вот Марлон Брандо несколькими словами внезапно открывает нам больше правды о себе и об отношениях некоторых негритянских друзей со своим "я" (не с неграми, а именно с собой), чем психиатрическое исследование. Он пристально всматривается в зал, оглядывает тридцать поднятых рук. Слегка покачивает плечами. Он играет. Я говорю "играет", ибо ярость, вдруг появившаяся в его голосе и исказившая лицо, нарочита и умышленно подогрета. Если тут есть хоть капля искренности, то это искренность избалованного великовозрастного ребенка.
- Кто не поднял руку, убирайтесь отсюда к черту.
Как всегда, когда при мне кто-нибудь распоясывается, я чувствую себя так, словно сам опозорился. Я прекрасно понимаю, что Марлон Брандо пытался имитировать повадки "стоящих насмерть" "черных пантер". Но когда так ведет себя миллионер, который ничем не рискует, даже получить пинок в зад, перед вами предстает даже не "белая пантера", а пудель, писающий на ковер в гостиной.



Читают сценарий с мужем

Предполагалось, что каждый укажет сумму, которую желает внести, письменно и скромно вложит листок в конверт.
Но это значило забыть, что мы находимся в столице шоу-бизнеса. Некоторые из присутствовавших просто не могли примириться с мыслью, что они пожертвуют двадцать тысяч долларов и никто в зале не узнает об этом. Я не стану называть имени звезды, проявившей инициативу, скажу лишь, что сей симпатичный комедиант положил конверт, после чего встал и объявил: Я жертвую весь гонорар за свой будущий фильм. Что началось! Все наперегонки ринулись за ним. Из одного конца зала в другой летели цифры, вспыхивали аплодисменты, влажно блестели глаза, и даже пастор Абернати, потихоньку задремавший на эстраде во время речей, проснулся, сияя. А над всем этим парило удивительное, прекрасное лицо и печальная, едва намеченная улыбка Коретты Мартин Лютер Кинг. За всю свою жизнь я не видел более благородного и прекрасного лица"
(Собрание, которое описывает Гари, происходило почти сразу после убийства Кинга).
В конце концов несовпадения взглядов Сиберг и Гари привело к  разрыву.
"Я обнимаю Джин. Чувствую себя совсем как безутешная супруга, чей муж отправляется в крестовый поход. Но для Джин лучше, чтобы я уехал. Разница в возрасте - ужасная вещь, если вы женились на молодой женщине, которая младше вас на несколько столетий. Не говоря уж о том, что за плечами у меня Вольтер и Ларошфуко, от которых не так-то просто избавиться. Мне удается довезти свое горе до аэропорта и втащить в самолет."




На съёмках "Покрась свой фургон"


После гибели ребенка Сиберг  не оправилась. Она продолжала работать во Франции и даже сняла фильм "The Ballad of the Kid" в 1974, но теперь она постоянно попадала клинику вследствие нервных срывов, вызванных приступами депрессии. Каждый год она предпринимала очередную попытку самоубийства в день смерти ребенка. Она снова вышла замуж в 1972 году, за режиссера Дениса Бери, и еще раз в 1979 за парижского ресторатора Ахмеда Хасни. Впрочем, последний брак кажется не был законным, потому что к тому времени она еще не развелась с Бери…. В 1978 она едва выжила после того, как бросилась под поезд парижского метро. Пережив очередной кризис, в 1979 году она даже планировала вернуться к съемкам в кино. Но ее последней серьезной работой остался фильм "Дикая утка", снятый в 1976 году.
Дженни окидывает взглядом комнату, подходит к зеркалу, видит свое отражение, отворачивается, и выходит на балкон. Потом взбирается на перила и смотрит вниз, на мельтешащие далеко внизу машины и огни ночного города. Потом что-то в ней ломается, ей становится страшно и она судорожным движением спрыгивает с перил…



Незадолго до смерти Сиберг признавалась, что была настолько измучена паранойей, что ей казалось что ее холодильник наблюдает за ней (см."Реквием по мечте" с Элен Берстин).

Гари все эти годы поддерживать ее материально, хотя и не одобрял ни ее образа жизни, ни сомнительных знакомств. "…так бывает трудно любить женщину, которой ты не в состоянии помочь и которую не можешь ни изменить, ни покинуть."

Джин Сиберг похоронена на Монпарнасском кладбище в Париже, неподалеку от могилы Сержа Гинсбура.



Дисклеймер: текст не мой. Взят у Ладоги, которая, к сожалению, перестала писать в ЖЖ года 4 назад. Слегка подредактирован. 
Как сама пришет, прижилась в Фейсбуке.

Фильмография




Год



На русском



На языке оригинала



Роль
1976 Дикая утка Die Wildente Джина Экдаль
1975 Белые лошади августа Bianchi cavalli d’Agosto Ли Кингсбург
Сильный экстаз Die Große Ekstase Эмили
1974 Баллада о малыше Билли Ballad for Billy the Kid
1973 Падение Криса Миллера La Corrupción de Chris Miller Рут Миллер
1972 Похищение в Париже L’Attentat Эдит Лемон
Каморра Camorra Луиза
Такая особая любовь Questa specie d’amore Джованна
1971 Убить! Kill! Эмили Гамильтон
1970 Мачо Каллахан Macho Callahan Александра Маунтфорд
Аэропорт Airport Таня Ливингстон
Тёплая волна Ondata di calore Джойс Грасс
1969 Золото Калифорнии Paint Your Wagon Элизабет
Маятник Pendulum Адель Мэттьюс
1968 Птицы летят умирать в Перу Les Oiseaux vont mourir au Pérou Адриана
1967 Дорога в Коринф La Route de Corinthe Шанни
1966 Чистое безумие A Fine Madness Лидия Вест
Демаркационная линия La Ligne de démarcation Мари, графиня де Дамвилль
Эстуфад по-карибски Estouffade à la Caraïbe Колин О’Хара
1965 Минута в минуту Moment to Moment Кей Стэнтон
Миллиард на бильярде Un milliard dans un billard Беттина Ральтон
1964 Лилит Lilith Лилит Артур
Счастливый побег Échappement libre Ольга Келан
Самые красивые мошенники мира Les Plus belles escroqueries du monde Патриция Лекок
1963 По-французски In the French Style Кристина Джеймс
1962 Конго живёт Congo vivo Аннет
1961 Любовник на пять дней L’Amant de cinq jours Клер
Большие люди Les Grandes personnes Энн
1960 Никто не напишет мне эпитафию Let No Man Write My Epitaph Барбара Холлоуэй
На последнем дыхании À bout de souffle Патриция Франчини
Перемена La Récréation Кейт Гувер
1959 Рёв мыши The Mouse That Roared Хелен Кокинц
1958 Здравствуй, грусть! Bonjour tristesse Сесиль
1957 Святая Жанна Saint Joan Жанна д’Арк

Posts from This Journal by “Кино” Tag