montrealex (montrealex) wrote,
montrealex
montrealex

Тайное послание Микеланджело

Image result for роспись сикстинской капеллы

Почти 500 лет после того, как Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы, молодой студент-медик Франц Мешбергер готовился к экзаменам в анатомическом театре медицинского института в Индианаполисе, и до поры до времени не осознавал, насколько близко находится от расшифровки послания от одного из величайших художников мира.

Обычно он препарировал один и тот же труп, отдающий приторным и неприятным запахом формалина, ароматом очень хорошо ему знакомым, но в тот день у него был новый предмет для анализа – свежий головной мозг.

На столе перед ним лежали рисунки известного иллюстратора медицинских пособий Франка Неттера. Мешбергер очень ответственно подошёл к заданию, сделав несколько рисунков до того, как рассёк мозг, сравнил их с иллюстрациями Неттера, потом сделал сам ещё серию рисунков. Проведя три часа напряжённого труда, как это было всегда, когда он работал в анатомическом театре, он понял, что надо сделать перерыв и сменить занятие.

Почти сразу же студент погрузился в чтение книги про Микеланджело и, переворачивая страницы, наткнулся на трёхстраничный разворот «Создания Адама», сцену, украшающую часть потолка Сикстинской капеллы. На фреске был изображён бог (окружённый ангелами и с ещё нерождённой Евой под мышкой), протягивающий руку Адаму. Адам же откидывается назад, тоже тянет руку к богу небрежным жестом.

Голова Мешбергера, переполненная образами человеческого мозга, была настроена на то, чтобы узреть то, что никто до этого не смог разглядеть.

«Меня сразу же поразила форма контура, окружавшего бога и ангелов»-вспоминает он. «Она была точно такой же, как у предмета, над которым я трудился весть день!»
Вне всякого сомнения, эта форма напоминала поперечное сечение мозга человека. «Меня охватило ощущение déjà-vu» - говорит Мешбергер и признаётся, что в момент открытия по его телу пробежали мурашки.




Первое, что привлекло его внимание, была пола зелёной туники, представляющей собой позвоночную артерию, поднимающуюся по спирали в направление варолиева моста. "Потом я обратил внимание на вытянутую ногу в основании картины. Я увидел в ней переднюю и заднюю часть гипофиза. Нога ангела была не пяти, а двупалой. Потом я различил форму, напоминающую артериальную борозду и латеральную трещину большого мозга, разделяющую лобную и теменную доли.
Символизм этого изображения очевиден: Адам получает дар от господа бога. Но это не есть дар жизни, потому что он уже живёт. Х. В. Янсон в книге «Основы истории искусств» отмечает, что «(Создание) не является моделированием тела Адама, а скорее передачей ему божественного дыхания – души.
Поскольку вместилищем души является разум, то внутри контуров мозга скрыт посыл: бог дарит Адаму разум. «А разум – это и есть бог» - добавляет доктор Мешбергер.


О своей находке доктор Мешбергер почти забыл. Он стал акушером-гинекологом, открыл свою практику и помог родам более 3000 младенцев прежде чем вернулся к открытию и собрал все элементы в приемлемую теорию.
Но время от времени он между делом спрашивал иногда своих друзей и знакомых: «А вы знаете, что во фреске Микельанджело заключено секретное послание?» Три года назад, когда он убедился, что никто не слышал о его теории, интерес к ней в нём ожил. «Мне захотелось узнать, является ли моя наблюдение общеизвестным толкованием изображения или чем-либо новым».
Он продолжил, в свободное от работы время, исследование жизни Микельанжело и результат заставил его задуматься. Родившемуся в 1475 году художнику, которого называли «божественным Микельанжело» в то время когда он изваял Пьету собора Святого Петра в Риме, было 24 года. Эта работа сделала его мгновенно известным, а скульптура Давида, законченная пять лет спустя, закрепила за ним славу гения. В 1508 году папа Юлий II поручил ему, скульптору по основному призванию, роспись всего свода Сикстинской капеллы общей площадью в 1768 квадратных метров. Тот факт, что мастер, почти не имевший опыта фресковой живописи, всего за четыре года создал шедевр, говорит о масштабе его гениальности. На фреске изображено более трёхсот персонажей и множество сцен, лишь одна из которых - «Создание Адама».
Энтузиазм доктора Мешбергера рос по мере продолжения исследований. Он нигде не встретил упоминания о том, что на фреске изображён контур человеческого мозга. Он принялся ещё пристальнее изучать изображение и в его голову пришла мысль наложить слайд фрески на прозрачный рисунок человеческого мозга, выполненный Франком Неттером. Результат был поразительным. «Рисунки совпадали практически полностью» - говорит он, добавляя низким, размеренным, почти кладбищенским тоном: «Мне стало просто жутко».
Было очевидно, что фреска скрывала куда больше, чем, чем думал доктор Мешбергер. «Наложение слайдов привело к тому, что я понял: спина одного из ангелов соответствует варолиевому мосту, а голень ноги и ляжка – позвоночнику». Но это ещё не всё. Согнутая в колене правая двупалая нога ангела ( при этом ноги Бога и прочих персонажей были с пятью пальцами) являла собой сечение зрительного перекреста, ляжка – зрительный нерв, а сама нога – зрительный тракт.
Эти неоспоримые факты совершенно ясно не были простым совпадением. Да и всё творчество Микеланджело проникнуто щемящим душу символизмом. Специалисты знают, что его произведения таят в себе бессчётное количество загадок, не прояснённых и до сегодняшнего дня. Такими они, возможно, останутся навсегда. Но совместимо ли предположение о том, что в очертаниях мозга Адам получает от Бога дар разума с жизненной философией самого Микеланджело?
Очевидно, да.

Родившийся в эпоху расцвета Ренессанса, художник придерживался философии неоплатонизма и, как отмечает доктор Мешбергер, последователи этого течения мысли верили, среди прочего, что «божественная часть, получаемая человеком от Создателя и есть разум». Микеланджело не раз заявлял об этом как в своих стихах, так и в разговорах с друзьями.
Если же его философия совпадает со смыслом послания фрески, то, как обстоит дело с познаниями в анатомии? Оспаривающие теорию доктора Мешбергера сомневаются в том, что мастер обладал столь продвинутыми анатомическими знаниями. Вне всякого сомнения, его картины и скульптуры говорят о том, что он хорошо знал устройство человеческого тела, но не нужно забывать и то, что творец посвятил много времени и рассечению человеческих трупов. Настоятель флорентийской церкви Санто Спирито предоставил в его распоряжение несколько помещений для этой цели. В то время такая деятельность была незаконной и каралась смертной казнью, если не была санкционирована гражданской властью. Вдали от людских глаз Микеланджело мог, таким образом, спокойно препарировать головной мозг и изучать его.
«Макроскопическая анатомия, – уточняет доктор Мешбергер, - состоит в извлечении всего мозга из черепной коробки с целью наблюдения за ним. И, коль скоро вы считаете, что этот орган является вместилищем ума, то для изображения этой функции вы и нарисуете мозг.
Фрески рисуются на свежем гипсе, впитывающем воду, в которой пигменты находятся во взвешенном состоянии. Изображение, таким образом, становится неотъемлемой частью стены. Сам гипс сохнет быстро, поэтому рисуется за один раз небольшая поверхность. Для того, чтобы избежать дорогостоящих ошибок, художники готовят подробные эскизы на картоне или бумаге и перерисовывают их на подготовленной к рисованию красками поверхности.
«Я считаю, что Микеланджело именно так и поступил, - говорит доктор Мешбергер. - Его эскиз представлял собой контур мозга, внутри которого он расположил изображения людей, Бога и ангелов».
Нет никакого сомнения в том, что художник был наделён вдохновением, и многие его современники считали его самого божественным созданием. Он мог творить с глубоким проникновением в сферы не только художественные и философские, но и научные. Он обладал искусством вкладывать в свои произведения более или менее явным образом богатый символизм и делал это всегда с безукоризненной техникой исполнения.
В Сикстинской капелле он создал сцены огромной сложности, работая в технике, про которую открыто говорил, что недолюбливает её.
Спустя 450 лет после его смерти специалисты всё ещё ломают головы над расшифровкой всех символов, которые он ввёл в эту фреску.
На этот раз завеса приоткрылась над тайным посланием, заключённым в самой знаменитой сцене росписи потолка Сикстинской капеллы.
Tags: История, Италия, Переводы
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment