montrealex (montrealex) wrote,
montrealex
montrealex

Ещё немного сравнительной стилистики.

§ 152. Типичный случай : заглавия:

В общем, названия романов и пьес полностью понятны только тем, кто читал книгу или видел пьесу. На это, впрочем, как правило авторы и рассчитывают, порой возбуждая любопытство публики туманными заголовками, нацеленными на взгляд извне, однако имеющими неявное отношение к сообщению. Перевод этих заглавий возможен только в том случае, если мы знаем контекст, и делается переводчиком в последнюю очередь. Мы имеем дело я явной эксплицитацией.
Поскольку стилистически выдержанное резюме, заключающееся в заголовке, свойственно гению данного языка, понятно, что он должен переводиться с помощью модуляции (216 и далее) или даже адаптации (246 и далее). Мы приведем ниже несколько хороших примеров, качество пееревода которых могут оценить лишь те, кто знает, о чем написана книга:
Hollow Triumph : Château de Cartes (Бессмысленный триумф ); Wuthering Heights : Les Hauts de Hurlevent (Грозовой перевал или Ревущие высоты). (Здесь наблюдается транспозиция звукового эффекта, создаваемого топонимом); Fatal in My Fashion (досл. Фатальный исход в моей моде - игра на значении слова Fashion) : Cousu de fil rouge (Шито красными нитками - в книге рассказывается о преступлении, совершенном крупным модельером). The Man with My Face (досл. Человек с моим лицом) : Comme un frère (Как брат -рассказ о двойнике).
Эллипс части пословицы или привычного словосочетания, похоже, очень часто применяется в современных названиях, ср. Tel qu’en lui-même (Такой какой есть – серия из пяти романов Ж. Дюамеля – прим. перев.), Le Grand Meaulnes (Большой Мольн) : The Wanderer (Странник) Великий Мельник:»; Out of the Past of Greece and Rome (Из прошлого Греции и Рима) : Tableaux de la vie antique (Картины античной жизни), обратите внимание на траспозицию в существительное. Blackboard Jungle (досл. Джунгли классной доски) : Graine de violence (Семя насилия). Фильм рассказывает о школьниках – правонарушителях. Le compteur est ouvert (досл. Счетчик запущен – игра слов compteur счетчик и conteur - рассказчик) : Twice Tolled Tales (досл. Дважды озвученные сказки) – игра глаголов tell (рассказывать) и toll (звонить в колокол). Mixed Company (досл. Смешанная компания) : De tout pour faire un monde (прибл. Понемногу отовсюду, чтобы создать мир); Thicker than Water (Гуще воды – аллюзия на пословицу Blood is thicker than water – то есть родственные связи прочнее других) : Les liens du sang (Кровные связи); Figure it out for yourself! (Понимай как хочешь!) : C’est le bouquet: (Конец всему!); An Alligator Named Daisy (Аллигатор Дейзи) : Coquin de saurien (прибл. Ящер-прощелыга (игра на созвучии coquin de sort) и т.д.


§ 153. Заголовки газет:

Заголовки газет предлагают нам, особенно в англо-саксонских странах, довольно схожие случаи, чаще всего требующие прояснения не только с помощью контекста. Для их расшифровки читатель должен обладать металингвистическими знаниями. Он должен понимать культурные аллюзии, интересоваться политикой и историей, подачей информации о происшествиях и т.д. Например, аллюзию на Муссолини должна быть понятна тому, кто прочитает César de Carnaval (Карнавальный Цезарь), идеально звучащий на английском как Sawdust Caesar (Цезарь из опилок), (модуляция по идее карнавала, отсюда цирк, арена, отруби или опилки, которыми набивают марионеток.
Толкование английских и американских заголовков почти полностью основано на ситуации и ряде относительно недавно принятых стилистических условностей, нацеленных разом на то, чтобы заинтриговать читателя, сэкономить газетную площадь и сообщить как можно больше наименьшим количеством типографских символов. С точки зрения стилистики, эти заголовки не имеют прямого отношения к нашему исследованию, поскольку они образуют маргинальный язык со своими собственными условностями, ставшими предметом отдельных исследований . Но их стоит упомянуть вскользь, во-первых, потому, что они создают серьезные проблемы для переводчика, и, во-вторых, потому, что отражают очень специфическую металингвистическую концепцию информации, которая, в силу нынешнего престижа англо-американской прессы, имеет тенденцию навязываться французским, в особенности канадским газетам. Таким образом, заголовки франко-канадской прессы слишком часто являются лишь более или менее удачной адаптацией соответствующих англоязычных заголовков.

Вот несколько примеров заголовков, за которыми следует переводческие замечания, иногда являющиеся не более чем объяснением:

(1) SOLID CLUES IN MURDER CLAIMED (прибл. Утверждается, что найдены солидные улики в деле об убийстве) : L’affaire de l’avenue X : La police serait sur une piste importante (досл. Дело авеню Х: Полиция, возможно, взяла важный след)
(2) SOVIET CLOSE GAP IN AIR POWER RACE (прибл. Советы сокращают разрыв в гонке авиационных вооружений) : Les Soviets rattrapent leur retard dans la course aux armements aériens (…наверстывают упущения…)
(3) PORT TO GET NEW GRAIN FACILITIES (Порт получит новые элеваторы (установки перевалки зерна) : [De] nouvelles installations [sont] prévues pour la manutention des grains dans le port [de Montréal.] (прибл. В порту [Монреаля] планируется строительство новых мощностей по перевалке зерна).
(4) EXPORTS HOLD UP AGREED (прибл. Достигнуто соглашение о сдерживание экспорта : Le gouvernement accepte l’embargo sur les envois d’armes (Правительство принимает постановление об эмбарго на поставки оружия)
(5) PORT DARWIN, ALLIED NAVAL BASE, TARGET (Порт Дарвин, цель - военно-морская база союзников) : L’aviation japonaise bombarde la base navale de Port Darwin (Японская авиация бомбит военно-морскую базу в Порт Дарвине).
В последнем случае мы теряем понятие союзной базы. Мы могли бы перевести ее и как: la base navale russe : русская военно-морская база, оставив читателю возможность самому сделать вывод, что Порт Дарвин в то время был базой союзников по антигитлеровской коалиции.
(6) "The Saving Skates” (Time) (досл. Спасающие коньки, Тайм) ; речь идет о зимних Олимпийских играх. Только прочитав следующие за заглавием абзацы, можно перевести его таинственный смысл: Grâce aux patineurs, l’honneur est sauf (Благодаря конькобежцам честь спасена).
(7) Dashing Skis (досл. Отважные лыжи) : Sur les pentes neigeuses (На заснеженных склонах (Под текстом – иллюстрация). Хороший пример модуляции.
(8) Noise to Live With (досл. Шум, с которым нужно жить) ; статья про шум реактивных самолетов под рубрикой "Авиация". Возможный перевод: On s’habitue à tout : Привыкаешь ко всему.
Все наши переводы, некоторые из которых, естественно, могут быть еще короче, если событие хорошо известно публике, более точны, иногда в значительной степени, по сравнению с английскими оригиналами. Для иллюстрации этого утверждения достаточно привести несколько заголовков вне контекста. Лишенные его они становятся совершенно непереводимыми:
DEVIATES ISOLATION URGED; PLAN GETS GO AHEAD; WESTPORTERS MOB PECK; INSANITY RULES CRITIC; HANGING PROBE NAMED SOON и т.п.

§ 154. Ложные структурные друзья.

Помимо ложных семантических и стилистических друзей (54 и 55), мы не можем обойти вниманием их третью категорию, так называемую категорию структур. Эти структуры могут быть как лексическими (сложные или производные слова), так и синтаксическими. В обоих случаях они не несут того смысла, на который, казалось бы, должен указывать анализ их элементов, хотя, взятые отдельно, эти элементы, сами по себе не являются ложными семантическими или стилистическими друзьями. Чтобы охватить эти два, то есть лексический и синтаксический аспекты вопроса, мы предлагаем термин "ложных структурных друзей", независимо от того, идет ли речь о слове, синтагме или фразе. Мы скажем, что имеем дело с ложными структурными друзьями в тех случаях, когда глобальный смысл отличается от структурного, причем, конечно же, первый превалирует. Таким образом, к этой категории относятся все структуры, отвечающие следующим условиям:

а) слова или элементы слов, составляющие их, имеют по отдельности одинаковое значение в обоих языках.
б) эти элементы организованы в одном и том же порядке, с учетом определенных структурных обязательств, специфичных для каждого языка (см. пример pine-apple : pomme de pin (досл. сосновое яблоко).
в) их структурная организация приводит к другому смыслу, другому сообщению.
Примеры: такие слова, как pine-apple, lodger, counterpart, cut-throat, distaste кажутся, в силу своей структуры или деривативности, вызывающими эквиваленты типа pomme de pin, logeur, contre-partie, coupe-gorge и dégoût. На самом деле они, соответсвенно означают ananas (ананас), locataire (арендатор), pendant (пандан, напр. картины), coupe-jarret (головорез – пример модуляции ), и répugnance (отвращение). Грубейшей ошибкой было бы перевести pine-apple как pomme de pin, а lodger словом logeur (хозяин гостиницы), или cut-throat (человек) посредством coupe-gorge (место). Более тонкие различия смысла представляет перевод contre-partie, слова, заключающего идею обмена, компенсации и counterpart (пандан) или répugnance (distaste) и dégoût (disgust).
К той же категории относится перевод фразы a man of the people как un homme sorti du peuple (человек, вышедший из народа), а не популярную в народе знаменитость или политического деятеля (un homme du peuple) или, например, confidence man, что равнозначно французскому un escroc (мошенник), un chevalier d’industrie (махинатор), а совсем не un homme de confiance (человек доверия).

§ 155. В рамках синтаксиса следующие примеры предлагают структурные параллелизмы и смысловые расхождения.
Il n’y a rien de tel que... означает There’s nothing like... (Нет ничего подобного (в смысле «лучше), а не There’s no such thing as... что мы переведем как ...n’existe pas (… не существует (вообще такой вещи).
C’est beaucoup dire могло бы означать That’s saying a lot (досл. Это много – так говорить), но на самом деле верным переводом будет That’s going rather far (Сказать так - значит зайти слишком далеко), в то время как That’s saying a lot имеет эквивалентом Ce n’est pas peu dire (прибл. Это серьёзное заявление. …говорит о многом и т.п.). Опасность путаницы заключается в том, что в обоих французских выражениях pas peu (немало) не значит то же самое, что beaucoup (много).

Аналогично: in view of : étant donné (с учетом того, что), а не en vue de (чтобы)
to have reason to : avoir lieu de, avoir des raisons (быть уместным, обладать доводами), а не avoir raison (быть правым)
nothing less than : tout ce qu’il y a de plus (абсолютно, полностью) (антонимом будет, соответственно rien moins que (ни больше, ни меньше, чем; ничто иное; ничуть не и т.п.)
Comment est la maison ? : What’s the house like? (На что дом похож?), а не How is the house? (Как вам (тебе) дом?). На последний вопрос ожидается другой ответ, ср. How was the movie? (Ну и как (тебе) кино?, Хороший фильм посмотрел? Каким ты нашел этот фильм ? и т.п.)
Since when...?, конечно же, означает Depuis quand...? (С каких пор?), но лишь в связке с налетом сарказма. Depuis quand répond-on comme cela à ses parents? (С каких это пор таким тоном говорят с родителями?) То есть в любом случае нужно помнить, что, когда сарказма нет, надо использовать How long...?, что переводится одновременно Depuis quand? и Depuis combien de temps? (С какого времени).
When (Когда) эквивалентное and then (а затем), нельзя перевести quand (когда). Напр. Three men were killed when a tank blew up (Три человека погибли, когда взорвался бензобак). Речь не идет о совпадении во времени, здесь прослеживается причинно-следственная связь . Скажем так: Trois hommes furent tués à la suite de l’explosion d’un réservoir (Три человека погибли при взрыве бензобака), а еще лучше: L’explosion d’un réservoir fit trois victimes (Взрыв бензобака привел к трем жертвам). (120-121).
Dear Sir, (досл. Дорогой сэр) : Monsieur (Господин), а не Cher Monsieur (Дорогой господин), что соответствовало бы обращению Dear Mr. Smith (Уважаемый г-н Смит).
Be sure that... не переводится как Soyez sûr que… (досл. Будьте уверены, что), в коем случае говорят You can be sure (досл. Можете быть уверены (в том), что)”, а значит assurez-vous que... (убедитесь, что (проверьте, чтобы и т.п.)”. Be sure he knows what he has to do : Assurez-vous qu’il sait ce qu’il a à faire. (Убедитесь в том, что он знает, что ему следует сделать)."
Without doubt : Sans aucun doute (Вне всякого сомнения), а не sans doute (несомненно), что соответствует сочетанию no doubt.
His wife of thirteen years... мы переведем как Après treize ans de mariage, sa femme... (после тридцати лет замужества, его жена…), но ни в коем случае как sa femme de treize ans, то есть «Его тринадцатилетняя жена...!»
I don’t think much of him : Il ne m’emballe pas (Я невысокого о нем мнения (не в восторге от него), а не Je ne pense pas beaucoup à lui. (Я не особо о нем думаю)
Il est intéressé dans cette affaire : He has interests in this concern (У него есть интересы в этом деле (вопросе), а не He is interested in it. (Он любопытствует насчет этого дела).
Отметим, что разница в значении между So did I (moi aussi) (и я тоже) и So I did (ce que je fis) (Именно это я и сделал) может показаться французу чисто произвольной. Хотя эти два оборота, строго говоря, не попадают в разряд ложных структурных друзей, они позволяют еще раз проиллюстрировать разрыв между переводом слово в слово и глобальным смыслом.
Приведенные выше примеры относятся к языку. Они действительны для любого контекста. Но может случиться так, что язык допускает как минимум два толкования для данной структуры: буквальное значение и иное, и в этом случае именно контекст должен решать, какое выбрать.

Это не совсем то, что происходит с выражением I’ll thank you to be polite потому что будущее время здесь четко указывает на то, что фраза должна быть переведена как Je vous prierai d’être poli я попрошу вас быть вежливым, а не как (я поблагодарю вас за вежливость). Точно так же, You can say that again! (досл. Вы можете это повторить!) с ударением на that указывает переводчику на то, что смысл выражения равен французскому Je vous crois! (Верю вам!) Vous l’avez dit! (Хорошо сказано!) Et comment! (Еще бы!). С другой стороны, se sauver, очевидно, в некоторых случаях может означать to save oneself (спастись), а не to run away (убежать). Yes sir! и No sir! очень часто означает, как и ожидалось: "Да, сэр", "нет, сэр", но в устах американца обращение может быть использовано без обозначения собеседника. No sir! Nobody is going to tell me how to run my business : Je vous le dis, personne ne va m’apprendre à faire marcher mon affaire (прибл. А я вам скажу: никто не должен учить меня, как вести дела). Аналогичным образом, You asked for it будет звучать, в зависимости от контекста, либо как: Vous l’avez demandé (Вы сами просили об этом (или напросились на это), либо C’est bien fait pour vous (прибл. Пусть это будет вам уроком. (Вам же хуже).

Из вышеизложенного видно, что мы должны поместить в раздел ложных структурных друзей множество застывших фраз и идиом, не переводимых буквально: He is talking through his hat : Il ne sait pas ce qu’il dit (Он невесть что несёт), а не так, как мы иногда слышим в Канаде: "Он говорит через свою шляпу". Give me Beethoven any time (досл. Давайте мне Бетховена в любое время) : Ça ne vaut pas Beethoven (Никто не сравниться с Бетховеном).

Значение подобных идиом часто становятся предметом специальных справочников и словарей, но процесс, с помощью которого переводчик распознает эквивалентность двух фраз, еще не изучен. Он руководствуется не столько контекстуальными критериями, сколько ситуационными. О них мы и поговорим в следующих параграфах.

Tags: Переводы
Subscribe

Posts from This Journal “Переводы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments