montrealex (montrealex) wrote,
montrealex
montrealex

Category:

На квебекскую тему.

Я мало пишу на темы окружающей меня квебекской среды. Мало вижу тем, которые способны пробудить мой интерес к этой полусонной и благополучной провинции. Но сегодняшний заголовок в газете "Фигаро" привлёк-таки моё внимание. Он гласил:

Вожди индейской резервации Канаваке в Канаде решили изгнать "чужаков".

Кусочек индейской резервации Канаваке виден прямо из окна моей квартиры в Дорвале - я живу на третьем этаже и окна дома выходя в аккурат на реку Святого Лаврентия, за которой и лежит громадная территория этой резервации. Несколько раз я проезжал на мимо неё на машине. А когда я переехал из центра Монреаля в Дорваль, чтобы жить в пяти минутах ходьбы от работы (дело было ещё в 2001 году), то как-то раз, ещё не зная, что там резервация, я заехал туда на велосипеде, так как машины у меня в то время не было. Переехав через мост Мерсье, соединяющий Монреаль, а точнее Ласаль, с Канаваке, и свернув сразу под мост направо, я очутился в другом государстве. Смекнуть, что это была индейская резервация теперь было просто - на опорах моста красовались граффити недвусмысленно говорящие о том, куда я проник.

Что меня поразило - это крайняя неухоженность территории у домов. Ни следа подстригающихся каждый год газонов, да и вообще травы - только глина, песок, пыль. Везде, чуть ли не на каждом доме - реклама "sigs" - сигареты. Ни души рядом, хотя и выходной. На стадионе в отдалении детишки играли в американский футбол и ещё через два дома какие-то мутные личности сидели во дворе за грубо сколоченным столом перед не менее мутной выпивкой. Приближаться к ним я тогда не стал, предпочёл ретироваться и быстренько забраться снова на мост Мерсье, чтобы уехать домой в цивилизацию.

          Потом я, конечно, узнал, что это за резервация. Да ещё моя квебекская подружка Мадлен (Мадо), с которой я провёл в общей сложности три с лишним года, рассказывала мне, что частенько индейцы ради забавы стреляли из ружей через реку Сен-Лоран по территории Лашин и Ласаль (соседние с Дорвалем районы). Очень похоже на правду, тем более что что-то стреляющее я и сам не раз слышал оттуда тихими летними вечерами.

Ну а теперь, собственно, сама статья специального корреспондента "Фигаро" Людовика Хирцмана (Ludovic Hirtzmann) в некотором сокращении

Могавки не хотят больше белых на своей территории

Надпись гласит: "Территория могавков. Сюртэ Кебек (полиция провинции Квебек) и "Канадская Королевская конная полиция" (федеральная полиция) входят сюда на свой страх и риск".

          Могавк с брюшком, с головой старой птицы. Он - владелец первой на въезде в резервацию Канаваке лавки со всевозможными курениями, на которой красуется надпись: « Native Indian Cigarettes - Discount » ( Индейские сигареты со скидкой). Выскакивает из лавки, как чёрт из табакерки, с лицом, перекошенным ненавистью: "Никаких фотографий, на вопросы не отвечаю. Не записывать имён, иначе дорога может стать опасной". С этими словами показывает в сторону двух бульдогов. В резервации Канаваке, последнем прибежище могавков, некогда союзников англичан, открыта охота на белых людей.

          Из 8000 обитателей резервации примерно 300 - не могавки. Под напором анонимных писем и телефонных звонков некоторых из своих соотечественников, индейские вожди решили изгнать из резервации первую партию некоренных жителей, хотя и женатых на женщинах - могавках[1]. « Мы выделили первую группу из 26 человек и даём им десять днй на то, чтобы убирались. Они - не могавки. Они не имеют права жить здесь. мы всего лишь следуем закону », говорит бывший вождь Джо Деларонд (Joe Delaronde), являющийся рупором совета племени, который заправляет жизнью общины.

Расовый закон 1981 года

          В 1973 году индейцы уже выгнали тысячу бледнолицых из Канаваке. В соответствии с расовым законом от 1981 года, только могавки имеют право проживать в резервации. Те, кто женится на "чужих" нарушают традицию.  « If you marry out, get out » (« Если женишься вне общины - уходи из неё ») - так гласит ова могавская поговорка. « Все думают, что наше поселение ничем не отличается от других, но мы не канадцы. Мы - могавки. У нас есть история, земля, культура. Мы окружены американцами, канадцами, квебекуа. Мы охраняем нашу культуру, наше право на существование », объясняет Джо Деларонд.

          Решение выслать белых вызвало гнев квебекуа. Федеральный министр индейских дел Чак Страл (Chuck Strahl), выразил недовольство. Внутри самой резервации мнения разделились. Уильям, 29 лет, повар ресторана - продуктового магазина "Дастин" говорит : « Почему только 26 человек, а не все разом? Это несправедливо. Рабочие, которые подкрепляются перед работой завтраком, смотрят прямо перед собой, на стакан с кофе. Иногда бросают в нашу сторону взгляд изподлобья. Переговариваются вполголоса. Рабочий, назвавшийся Питом, весельчак громадного роста, заявляет ни к селу ни к городу : « Утка не станет жить в доме курицы. »  Он облачён в жёлтую спецовку и бушлат. Он - ironworker (работник по металокострукциям на строительстве небоскрёба - примечание редактора) в Нью-Йорке. Тридцать лет перемещается между своим домом в Каванаке и квартирой в Бруклине. Пит показывает фотографию в сепии, прикреплённую к стене ресторана. Лето 1990 года. Могавки возвели баррикады и блокировали мост Мерсье, соединяющий Южный берег с Монреалем. Квебекуа в ужасе обратились за защитой к армии. Конфликт длился два месяца. Это событие оставило осадок горечи у населения провинции, сильную неприязнь к тем, кого они считают "расхитителями налогов". Индейцы в Канаде не платят налогов и пользуются большими субсидиями федерального правительства.

Если судить по выступлениям канадских СМИ, эта резервация торговцев табаком и спиртным и держателей казино в Интернете становится поселение этнических чисток. У Канаваке - два лица. Одно обращено к Монреалю, через реку Святого Лаврентия. Другое - в сторону США, граница с которыми всего в 50 километрах.

          С одной стороны - зависть и ненависть. Торговля сигаретами идёт под носом у провинциального правительства. « Мы этим занимаемся очень давно и торговлей сигаретами живут примерно 2000 человек из  8000 »,  заявляет Стив Бонспиль (Steve Bonspiel) редактор индейского журнала The Eastern Door.

Суверенная нация

          С другой стороны - гордость народа, считающего себя жертвой канадского патернализма, работой в Соединённых Штатах. Джо Деларонд подчёркивает : « Когда я был маленьким, наши отцы поголовно работали как ironworkers в Нью-Йорке. У нас ничего нет общего с канадцами. »

          Питу тоже не нравится сосуществование с бледнолицыми : « Если ты время от времени живёшь с лошадьми, это не значит, что сам должен стать лошадью. »  Белые ведут себя тише травы. Становятся отверженными. Один из них согласился говорить только анонимно. Он женат на могавке и живёт в резервации восемь лет. « Я сильно встревожен. Принимаю большое участие в общественной жизни резервации, поэтому надеюсь, что ко мне проявят снисходительность. С другой стороны, я их понимаю. Это народ, которого лишили всего. » Простые жители резервации несогласны с вождями из племенного совета. « Они сеют рознь в общине, исторически мы всегда принимали и защищали неиндейцев. Люди живут в страхе. Дело может очень плохо обернуться, если начнётся насилие" - сетует журналист Стив Бонспиль. И добавляет:  « Мы - суверенная нация. Мы были здесь ещё до образования Канады. »

Интересно было также почитать комментарии к этой статье на сайте "Фигаро" .

Вот один из них, автор Жан-Жак Подрез:

...нет, они в Канаде, и все остальные канадцы платят своими налогами и таксами за те субсидии, что канадское правительство выделяет банде этих индейских мафиози. Они промышляют незаконной торговлей наркотиками, табаком, алкоголем и оружием. Настоящая преступная группировка...



[1] Исторически только "индейки" смешивались с белыми мужчинами. Практически не было случаев, чтобы индеец жил с белой женщиной. Но и мужчины эти были почти исключительно все французами - англичане тоже брезговали смешением кровей. А французы, знаю ещё по Манитобе, дали начало целому народу метисов. Даже само это слово (métis) - слово французское.


Tags: Индейцы, Канаваке, Могавки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments