montrealex (montrealex) wrote,
montrealex
montrealex

Categories:

Про Беломорканал. Не про папиросы.

У меня с ББК, мы его так называли для краткости, давняя история общения. Я был на канале по меньшей мере 5 раз. Первый раз – когда мы проходили практику в качестве пионервожатых году в 1977м. Летом. Мы приехали в Сосновец, посёлок, расположенный между 14 и 15 шлюзами канала, а потом на автобусе долго ехали по ужасной дороге в лагерь, по-моему Кемского лесозавода. Осенью того же года мы снова посетили Сосновец и Беломорск. Работая на Карельском ТВ, я ездил в командировки по всей Карелии и бывал и в Медвежьегорске, и в Повенце, то есть опять же, можно сказать, на Беломорканале.

В июле 1986 года мне посчастливилось пройти канал от начала и до конца. Я об этом писал в восьмой части воспоминаний о 30-летии плавания на “Полярном Одиссее”. Там наше путешествие и туда и обратно описывается достаточно полно, вот отрывок.


А утром надо было выходить в Белое море. Мы стояли уже у последнего шлюза. Я хорошо помню, как капитан запросил по рации, когда мы можем шлюзоваться. Ответ был чётким: “Никогда”.

ББК у последнего шлюза

По-видимому из Петрозаводска сообщили, что группа шаровиков на необорудованном и не предназначенном для навигации, а наоборот давно списанном корыте идёт покорять Белое и Баренцево море и был дан приказ не пущать.



ББК у последнего шлюза стоим

Так или иначе, я отбился после вахты, а когда проснулся, то за окном каюты (именно окном, а не иллюминатором – у нас с кэпом была каюта на двоих и моя – нижняя полка) увидел Белое море в полный его рост.
Как капитан проскользнул препоны и рогатки последнего шлюза – я так никогда и не узнал. Помню только, что спрашивал, но ответа от хитрого кэпа не получил. А потом уже было и неинтересно переспрашивать. Ну прошли и прошли в море. Теперь – гуляй.

ББК Вышли в Белое море

Вторая поездка состоялась с подачи моего приятеля тех времён Кости Гнетнева. Он сам вырос на одном из шлюзов канала и предполагалось, чтомы с моей американской знакомой Джойс Бенсон прокатимся по каналу на одном из сухогрузов, следующих в Беломорск. Костя должен был договориться с капитаном. Только в тот год, вернее в тот промежуток времени, что Джойс была в России, суда вообще не ходили по ББК. По крайней мере так мне Костя объяснил. Поэтому вместо парохода мы поехали на поезде не помню куда уже точно, но на какой-то шлюз, где жил Костин приятель. А этот приятель довёз нас до Беломорска, где мы познакомились с прекрасной семьёй поморов и потом ещё три раза Джойс ездила к ним в дом. Два раза со мной и один раз с Наташей Берниковой, которая была кокшей на “Полярном Одиссее”.

Дальше – текст и фотографии, позаимствованные у двух авторов. Один – корреспондент “Московского комсомольца”. Вторая авторша – блогер ЖЖ.

Сказка про бело(морканальско)го бычка. Антон Краснов. Московский комсомолец. 30 июля 2013 года.

2 августа 2013 г. исполнилось 80 лет со дня запуска в эксплуатацию знаменитого Беломорско-Балтийского канала имени Сталина. Казалось, еще недавно с ним все было ясно: это один из символов режима, громадный проект, над осуществлением которого в рекордные сроки фактически в рабских условиях трудились около 280 тыс. заключенных — точнее «каналоармейцев». По различным оценкам, в карельской земле осталось лежать от 50 до 100 тыс. строителей. Любопытное сопоставление: примерно в то же время в Америке возводился 443-метровый «Эмпайр стэйт билдинг», а на строительстве ББК вручную, веревками валили деревья, таскали на тачках грунт и торф, долбили кирками и лопатами мерзлую землю. Вроде так?.. А вовсе и нет, говорят нам иные знатоки! И потому восемь десятилетий спустя над Беломорканалом и его историческим значением продолжают ломаться копья. Хорошо еще, что не кирки и лопаты…

Продолжение.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments