Около половины этого постоянного потока беженцев составляли молодые люди в возрасте до 25 лет. Примерно полмиллиона человек ежедневно пересекали границы сектора в Берлине в обоих направлениях, что позволяло им сравнить условия жизни на обеих сторонах. Только в 1960 году около 200 000 человек переехали на Запад. ГДР находилась на грани социального и экономического краха.
Ещё 15 июня 1961 года глава ГДР Вальтер Ульбрихт заявлял, что никто не намерен строить стену.
12 августа 1961 года Совет министров ГДР объявил, что "для прекращения враждебной деятельности реваншистских и милитаристских сил Западной Германии и Западного Берлина на границе Германской Демократической Республики, включая границу с западными секторами Большого Берлина, будет установлен пограничный контроль такого типа, который обычно существует в каждом суверенном государстве".
Совет не сказал, что эта мера направлена, прежде всего, против населения ГДР, которому больше не будет разрешено пересекать границу.
Ранним утром 13 августа 1961 года на границе, отделяющей советский сектор от Западного Берлина, были установлены временные заграждения, а асфальт и булыжники на соединительных дорогах были выдраны с корнем бальдозерами. Подразделения полиции, а также члены "рабочей милиции" стояли на страже и перекрыли движение на границе сектора. Выбор воскресенья в сезон летних отпусков для проведения операции руководством СЕПГ, вероятно, был неслучаен.
В течение следующих нескольких дней и недель мотки колючей проволоки, протянутые вдоль границы с Западным Берлином, были заменены стеной из бетонных плит и пустотелых блоков. Ее строили восточноберлинские строители под пристальным вниманием пограничников ГДР.
Дома, например, на Бернауэрштрассе, где тротуары принадлежали району Веддинг (Западный Берлин), а южный ряд домов - Митте (Восточный Берлин), были быстро интегрированы в пограничные укрепления: правительство ГДР замуровало парадные входы и окна первых этажей. Жители могли попасть в свои квартиры только через внутренний двор, который находился в Восточном Берлине. Многие люди были выселены из своих домов уже в 1961 году - не только на Бернауэрштрассе, но и в других приграничных районах.
День за днём стена отделяла улицы, площади и кварталы один от другого и разрывала связь с общественным транспортом. Вечером 13 августа правящий бургомистр Вилли Брандт, выступая в Палате представителей, сказал: "Берлинский сенат публично осуждает незаконные и бесчеловечные меры, предпринимаемые теми, кто разделяет Германию, угнетает Восточный Берлин и угрожает Западному Берлину....".
25 октября 1961 года американские и советские танки столкнулись друг с другом на пограничном переходе Фридрихштрассе, используемом иностранными гражданами (КПП Чарли), поскольку пограничники ГДР попытались проверить документы представителей западных союзников при въезде в советский сектор. По мнению американцев, было нарушено право союзников на свободное передвижение по всему Берлину. В течение шестнадцати часов две ядерные державы противостояли друг другу на расстоянии всего нескольких метров, и люди той эпохи ощущали надвигающуюся угрозу войны. На следующий день обе стороны отступили. Благодаря дипломатической инициативе американского президента Кеннеди глава советского правительства и коммунистической партии Никита Хрущев подтвердил четырехсторонний статус всего Берлина, по крайней мере, на тот момент.
Видео.