montrealex (montrealex) wrote,
montrealex
montrealex

Categories:

Свирепая французская цензура





Франция — родина кино, а значит и киноцензуры. Этот текст не претендует на очерк ее истории. За его рамками — эволюция цензурных комиссий. Достаточно сказать, что первую из них (пять чиновников МВД и полиции) в 1916 году инициировал депутат Бренье, обличавший кино, «которое под предлогом фантастических приключений обучает самым изощренным способам убийств и грабежей»: за первый год деятельности комиссия запретила 145 фильмов. Конец же политической цензуры декларировал в 1974 году президент Жискар д’Эстен — и тут же лично воспрепятствовал выходу документального фильма Раймона Депардона «50,81 %», в котором была неприглядно представлена его избирательная кампания. Фильм вышел только в 2002 году под названием «1974: избирательная прогулка» (1974, une partie de campagne).

За рамками этого текста — заменившие старую добрую цензуру (которую во Франции прозвали «Анастасией») изощренные формы контроля — «мягкая машина» цензуры. Система возрастных ограничений, влияющих на прокатную судьбу фильмов и с начала 1970-х затрагивающая не только порно, но и вполне авторское кино. Блокада фильмов телеканалами, покупка прав на фильм с тем, чтобы его никто и никогда не увидел. Локальные запреты, инициированные муниципалитетами. Наконец, цензурные купюры по решениям судов, инициированных людьми или организациями, имеющими отношение к экранным событиям, основанным на реальных событиях.

За рамками этого текста — прославленные фильмы-мученики, символы цензурного беспредела, злоключения которых хорошо известны: «чемпион цензуры» — запрещенный на полвека «Золотой век» (L’âge d’or, 1930) Луиса Бунюэля, «Ноль за поведение» (Zéro de conduite, 1933; запрет снят в 1946) Жана Виго, «Великая иллюзия» (La grande illusion, 1937; запреты в 1939, 1940, 1944) Жана Ренуара.



Это текст — лишь эпизоды из истории цензуры, национальной по форме, универсальной по своей логике.

Пионеры и первые классики кино — одновременно и пионеры цензурных запретов. В 1899 году реконструкция (слова mockumentary еще не существовало) Жоржа Мельеса «Дело Дрейфуса» (L’affaire Dreyfus), отмеченная явной симпатией к оклеветанному капитану, провоцировала в залах драки между дрейфусарами и антидрейфусарами, за что и подверглась санкциям. Цензуре подверглась воспетая сюрреалистами афиша «Фантомаса» (Fantômas, 1913) Луи Фейада: из руки гиганта-злодея в цилиндре и полумаске, перешагивающего через кукольный Париж, исчез окровавленный кинжал. Через два года префект полиции Лепин (известный не менее печально, чем префект Кьяпп, положивший на полку «Золотой век») запретил первый эпизод «Вампиров» (Les vampires, 1915), выставивший полицейских в нелепом виде.

На прием к префекту отправилась сама Ирма Веп — секс-бомба Мюзидора, о которой грезили солдаты в траншеях Вердена.

— Как вы можете запрещать фильм, мсье? Вы не представляете, что я ради него претерпела. — Мадмуазель, ваш фильм омерзителен! — Тогда запретите «Подвиги Полины» с Пирл Уайт! — Я подумаю над вашим предложением, мадмуазель.

Однако через неделю фильм вышел в прокат без купюр. То ли Фейад дал (и сдержал) обещание, что во втором эпизоде «флики», как называют во Франции полицейских, предстанут в геройском свете. То ли даже железный префект оказался бессилен перед чарами Мюзидоры. «Цензурные ограничения» — двусмысленное словосочетание. Цензура ограничивает и самих цензоров, когда они вынуждены разбираться с каждым фильмом по отдельности. Морока… Счастье цензора — политический форс-мажор, позволяющий запрещать фильмы, не опускаясь до объяснений и споров.

Идеальный форс-мажор — мировая война. В 1939 году были скопом запрещены 57 фильмов (не только французских, но и импортных — прежде всего голливудских) — за «пораженческие настроения» (прокоммунистический антифашизм, пацифизм, изображение слишком ловких немецких шпионов) или провокационную чувственность. «Лодырь» (Tire au flanc, 1928), «На дне» (Les bas-fonds, 1936), «Великая иллюзия», «Человек-зверь» (La bête humaine, 1938) и «Правила игры» (La règle du jeu, 1939) Ренуара. «Надежда» (L’es­poir, 1939) Андре Мальро, «Набережная туманов» (Le quai des brumes, 1938) и «Северный отель» (Hôtel du Nord, 1938) Марселя Карне, «Славная компания» (La belle équipe, 1936) Жюльена Дювивье, «Я обвиняю» (J’accuse, 1938) Абеля Ганса, «Мадемуазель Доктор» (Mademoiselle Docteur, 1938) Пабста.



Мюзидора (Жанна Рок). Луи Фейад

Продолжение (всё на русском).

Tags: Кино, Франция
Subscribe

Posts from This Journal “Франция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments